Виртуальная книжная выставка «Жизнь любит пошутить»

Виртуальная книжная выставка «Жизнь любит пошутить» подготовлена к 140-летию со дня рождения русского писателя, сатирика, драматурга и театрального критика Аркадия Тимофеевича Аверченко.

На выставке представлены юмористические романы и рассказы Аркадия Аверченко, книги и статьи о его жизни и творчестве. Читатели смогут ознакомиться с литратурой как в стенах библиотеки, так и виртуально, по подписке на электронные библиотеки.

Представленные на выставке материалы будут полезны учителям русского языка и литературы, преподавателям истории. Так же будут интересны родителям, которые совместно со своими детьми знакомятся с сатирическими произведениями отечественных классиков.

Фото писателя 1912 года

«Король смеха» Аркадий Аверченко (1881 - 1925) был одним из самых популярных и влиятельных людей литературного мира дореволюционной России. Редактор журналов «Сатирикон» (1908 - 1913) и «Новый Сатирикон» (1913 - 1918), создатель собственной комической манеры повествования, он на долгие десятилетия задал вектор развития отечественной сатирико-юмористической прозы и журналистикии. На его творчестве формировыались писательские таланты Михаила Булгакова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Зощенко. Аверченко стоял у истоков российской кинокомедии и эстрадного театра, был лично знаком и поддерживал добрые отношения А. С. Грином, В. В. Маяковским, Тэффии, А. Н. Вертинским, В. Э. Мейерхольдом. Его поклонниками были и кадеты, и эсеры, и Николай II, и Ленин. Писатель был богат и знаменит, талантлив и бесшабашен. Революция 1917 года заставила его покинуть родину. У литературного наследия писателя сложится собственная судьба, полная взлетов и падений, но в итоге – счастливая.

Фото писателя 1914 года

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Социальная адаптация людей.
  2. Идейно-политическая борьба.
  3. Детские образы в литературе.
  4. Русские писатели-эмигранты.

1. Социальная адаптация людей.

Проблема социализации близоруких людей в творчестве «короля юмора» А.Т. Аверченко сквозь призму фактов его собственной биографии. Доказывается, что писатель пронес тему плохо видящего человека через весь свой творческий путь. Посредством описания разнообразных комических ситуаций, в которые попадали близорукие, Аверченко пытался привлечь внимание общества к трудностям их жизни, формировал терпимое и сострадательное к ним отношение, настойчиво проводил мысль о том, что плохо видящие – это полноценные люди, часто «зрячие сердцем».

  • Желтова, Н. Ю. А. Т. Аверченко о «людях с прищуренными глазами» / Н. Ю. Желтова // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2014. - № 4. – С. 60-64.

2. Идейно-политическая борьба.

Смеховая культура во все времена была одним из самых мощных орудий в идейно-политической борьбе. Среди различных проявлений смеховой культуры политическая сатира наиболее очевидным образом является идеологическим оружием. Аркадий Аверченко имел двоякое отношение к революции. Для него она была отчасти избавлением, спасением для России, которая в то время нуждалась во встряске и переосмыслению порядков. Однако, с другой стороны, революция показала себя в качестве разрушающей стихии, которая усугубляла и без того тяжелое положение страны.

  • Бахича, Э. А. Эмотивные коннотации концепта РЕВОЛЮЦИИ (на примере рассказов Аркадия Аверченко) / Э. А. Бахича, Э. С. Меджитова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2016. - № 4. – С. 9-13.
  • Жданов, С. С. Образ Германии в повести А. Т. Аверченко «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова» / С. С. Жданов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. - № 8-2 (86). – С. 235-238.
  • Лебедев, В. В. Политическая сатира А. Т. Аверченко в идейно-политической борьбе летне-осеннего кризиса 1915 г. / В. В. Лебедев // Россия и мир в прошлом и настоящем. – 2020. – С. 124-130.
  • Ракитова, Л. А. Мотив индивидуальстического бунта в публицистической сатире А. Т. Аверченко / Л. А. Ракитова // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 3, № 8. – С. 132-135.

3. Детские образы в литературе.

Мир детства для Аверченко заключает в себе огромную ценность. Ребёнок с его непосредственностью, искренностью вызывает у автора улыбку умиления и радости, поэтому сам тон повествования в рассказах о детях снисходительно-ласковый, не имеющий ничего общего с назидательностью и менторством. Характеры детей, представленные в рассказах Аверченко, можно разделить на несколько условных групп в соответствии со стилями семейного воспитания.

  • Егорова, Н. С. Художественное своеобразие женских типов в прозе А. Т. Аверченко: образ девочки / А. Т. Егорова // Казанская наука. – 2014. - № 4. – С. 151-156.
  • Кадоло, Т. А. Комплекс заданий и вопросов к рассказу А. Аверченко «О детях» / Т. А. Кадоло // Современные технологии обучения русскому языку как иностранному. – 2017. – С. 307-312.
  • Салова, О. И. Детские образы в рассказах А. Т. Аверченко: к вопросу о возможной классификации / О. И. Салова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2016. - № 4. – С. 156-165.

4. Русские писатели-эмигранты.

Само определение «русский писатель-эмигрант» предполагает драму: существует убеждение, что русский писатель, пишущий исключительно на родном языке, либо живет прошлым, а потому не способен плодотворно трудиться за пределами своей родины, либо продолжает трудиться, но, получив признание новой аудитории, перестает быть собственно русским писателем. Судьба литераторов, эмигрировавших после 1917 года, уже только по этой причине была драматичной: Тургенев, Гоголь и Гончаров, писавшие свои бессмертные сочинения за границей, всегда имели возможность вернуться домой; у русских эмигрантов начала ХХ века дома больше не было.

  • Желтова, Н. Ю. Поэтика русского национального характера в эмигрантской прозе А. Т. Аверченко / Н. Ю. Желтова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. - № 8 (124). – С. 205-209.
  • Хлебина, А. Е. Русские писатель-эмигрант в контексте европейской культуры: А. Аверченко в Чехословакии, 1922 – 1925 гг. / А. Е. Хлебина // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения. – 2015. – С. 312-323.

Дружеский шарж на А.Аверченко

КНИЖНАЯ ПОЛКА

О А. Т. Аверченко:

  • Бурт, В. Пессимистическая комедия / В. Бурт // Культура : газета : приложение "Свой" .— М., 2016 .— март .— С. 22 - 25.
  • Вареник, О. Последняя любовь Короля смеха / О. Вареник // Санкт-Петербургские ведомости : ежедневная газета .— СПб., 2016 .— 3 июня (№98) .— С.5.
  • Миленко, В. Д. Аркадий Аверченко (ЖЗЛ) / В. Миленко .— М.: Молодая гвардия, 2010 .— 325 с.

Произведения А. Т. Аверченко:

  • Аверченко, А. Т. Волчьи ямы; Записки простодушного [Звукозапись] / Аркадий Аверченко ; читает Аркадий Бухмин .— Москва : МедиаКнига, cop. 2012 .— CD (5 ч 23 мин)
  • Аверченко, А. Т. Король русского юмора [Звукозапись] : сборник рассказов / Аркадий Аверченко ; читает В. Самойлов .— Москва : АРДИС, 2008 .— CD (10 ч 13 мин)
  • Аверченко, А. Т. Малое собрание сочинений: [сборник] / Аркадий Аверченко .— Санкт-Петербург : Азбука , 2017.— 541.
  • Аверченко, А. Т. О хороших, в сущности, людях! [Звукозапись] / А. Т. Аверченко ; читает А. Андриенко .— Электрон. дан. — Москва : Аудиокнига, 2006 .— CD (7 ч 33 мин)
  • Черный, Саша. Разговор в школе : веселые рассказы : [для среднего школьного возраста] .— Москва : ООО "ИПТК "Логосвос" , 2018 .— 129 с. — (Издание крупным шрифтом.)
  • Аверченко, А. Т. Шалуны и ротозеи : [рассказы] / Аркадий Аверченко ; художник А. Власова .— Москва : Энас-Книга, 2013 .— 53 с.
  • Аверченко, А. Т. Экспедиция в Западную Европу : [сборник] / Аркадий Аверченко ; иллюстрации А. Радакова и Ре-Ми .— Санкт-Петербург ; Москва : СЗКЭО : Оникс-Лит, 2018.— 303 с.
  • Смышленые дети : рассказы : [для детей младшего школьного возраста] / [Аверченко Аркадий, Ардов Виктор] ; художник А. Шевченко .— Москва : Энас-Книга, 2013 .— 61 с.