Виртуальная книжная выставка «Романы-квесты. Жанровая литература»

Виртуальная книжная выставка  знакомит с таким жанром художественной литературы как роман-квест.

На нашей книжной полке читатели любого возраста найдут историю по душе. 

Спрос рождает предложение? 

"Будучи ориентированной на спрос, литература выступает как точный индикатор ценностей современной массовой культуры и как один из мощных факторов его воспроизводства. Сегодня идет кристаллизация нового жанрового костяка современной литературы, смена кодовых, моделирующих литературное направление жанров, при этом наиболее востребованными и жизнеспособными оказываются жанры, уже апробированные масскультом.

Читателю начала XXI века требуется некое средство, снимающее избыточное психическое напряжение, дающее возможность отдохнуть от жестоких вызовов окружающей действительности. Одним из таких средств становится “игра в литературу” и “игра с литературой".
(Игра на новом поле, или Еще раз о диагнозе российской прозы ХХI века. М. Черняк, журнал Знамя, номер 11, 2010 г.)

В самом широком смысле историей-квестом можно считать легенду о 12 подвигах Геракла и легенду о поисках Святого Грааля.
В узком смысле книга-квест максимально напоминает компьютерную игру. Например, роман «Квест» Б. Акунина и Escape book.

Квест? Quest? Что это?

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. — М. : Эксмо, 2006.

  • (игр.) жанр компьютерных и салонных игр, связанный с выполнением заданий, решением головоломок;
  • (игр.) задание в компьютерной игре (обычно ролевой), выдаваемое неигровым персонажем;
  • (ирон.) трудно выполнимое задание, процесс преодоления различных житейских трудностей.

Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М. : АСТ : Астрель, 2011.

  • Жанр литературных произведений, фильмов, а также компьютерных игр, требующих от участников решения логических задач для продвижения по сюжету; литературное произведение, фильм, игра в этом жанре, а также сама такая задача.

Книга-квест. Признаки

Задача книги: развлечь читателя.

Сюжетная линия: персонаж оказывается в обстоятельствах, в которых вынужден решать трудности (головоломки), чтобы преодолеть путь и достичь цели (выполнить миссию).

Второстепенные персонажи: другие персонажи могут помогать или мешать выполнению задач.

Стимулы для главного героя:

  • личная выгоды;
  • решение головоломки необходима для решения более глобальной задачи;
  • решение некоторых квестов связано с принятием выбора (добро и зло)

Escape book . Особенности поджанра на примере романа «Квест» Б. Акунина.

"В 2008 году Б. Акунин предпринял попытку создания нового жанра “романа — компьютерной игры”. “Квест” продолжает серию Б. Акунина “Жанры”, каждое произведение которой является примером существующего или придуманного автором жанра литературы.
Роман делится не на главы, а на “вступительный ролик”, “представление персонажа”, “обучающий этап, позволяющий освоиться с игровым режимом”, “уровни игры” и так называемые “коды” или “ключи” к игре, которые являются текстом в тексте. Переход из главы в главу, а точнее, с уровня на уровень, сопровождается загадками, разгадать которые помогают главы-ключи. Это, с одной стороны, попытка создать литературно-игровую программу, которая, по мысли автора, возможно, станет прототипом электронной книги нового поколения, а с другой — игра со штампами современной культуры, с примитивностью компьютерных игр с их эпическим пафосом."
(Игра на новом поле, или Еще раз о диагнозе российской прозы ХХI века. М. Черняк, журнал Знамя, номер 11, 2010 г.)

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Квест / Борис Акунин .— М.: АСТ : Астрель, 2008 .— 640 с. 16+

"Квест" - роман из серии "Жанры", в которой Борис Акунин представляет образцы всевозможных видов литературы, как существующих, так и изобретенных автором. К числу последних относится и "роман-компьютерная игра" - книга, которую можно не только читать, но в которую можно и играть. Этот остросюжетный роман построен по законам и логике компьютерной игры. Читателю предлагается необычная возможность - разгадать вместе с героем одну из главных тайн человечества, для чего придется отправиться в Советский Союз тридцатых годов, а оттуда перенестись в еще более отдаленную эпоху.
"Квест" - это роман с двойным дном, вернее, два самостоятельных романа, связанные между собой посредством подсказок-кодов.

Escape book. Шерлок Холмс и ловушка Мориарти. Помоги великому детективу спасти доктора Уотсона и разоблачить главного злодея Лондона! / С. Анкетиль . – М.: Бомбора, 2019 . – 256 с. 12+

Вы оказались заперты в доме главного злодея Лондона – Мориарти. Шерлок Холмс, великий детектив, поручил вам важную миссию: спасти своего друга Уотсона.
Карточные игры, карта Мира 1890 года, математические головоломки… Чтобы справиться с заданием, вам придется быть лучшим детективом, которого когда-либо знал Скотленд-Ярд.
Необходимо исследовать различные места, искать улики и решать головоломки, чтобы разблокировать нужные комнаты и надеяться выйти живым.

Escape Book: выжить в лабиринте. Первая книга, основанная на принципе легендарных квест-румов /
И. Тапиа. – М.: Эксмо, 2018 . – 175 с. 12+

Главная героиня, журналистка Кандела Фуэртес, специализируется на расследованиях финансовых преступлений. Она случайно выходит на след тайной организации, готовящей крупный заговор, который ударит по миллионам людей. Пытаясь предотвратить катастрофу, Кандела попадает в ловушку – оказывается запертой в лабиринте, из которого еще никто не выходил живым. У нее есть всего 60 минут, чтобы выбраться и открыть миру правду о жестоких планах тайного клуба.
Основанная на принципе самого популярного в мире квеста, уже успела лишить сна многочисленных поклонников жанра в Европе: они страстно решают загадки, чтобы пройти опасный лабиринт и выбраться.

Escape Book 2: невидимая угроза. Книга, основанная на принципе легендарных квест-румов /
И. Тапиа. – М.: Эксмо, 2019 . – 176 с. 12+

Вы оказались заперты в доме главного злодея Лондона – Мориарти. Шерлок Холмс, великий детектив, поручил вам важную миссию: спасти своего друга Уотсона.
Карточные игры, карта Мира 1890 года, математические головоломки… Чтобы справиться с заданием, вам придется быть лучшим детективом, которого когда-либо знал Скотленд-Ярд.
Необходимо исследовать различные места, искать улики и решать головоломки, чтобы разблокировать нужные комнаты и надеяться выйти живым.

Escape Adventures. Контрабандисты и первооткрыватели / С. Френцель, С. Зимпфер - М. : Эксмо, 2019. - 47 с. 12+

Вперед к морским приключениям! Погрузитесь в мир контрабандистов, отыщите лодку, поднимите паруса и исследуйте Карибский бассейн. Но будьте осторожны при встрече с пиратами, остерегайтесь каннибалов в джунглях и найдите все сокровища до того, как истечет время. Вам предстоит оказаться в опасных ситуациях, окутанных коварными загадками и множеством тайн.

Подземелья черного замка / Д.Ю. Браславский. – М. : АСТпресс, 1995. - 237 с. 12+

Если вы захотите испытать судьбу, то отправляйтесь в путешествие!
Постарайтесь избежать бесчисленных ловушек, что поджидают вас в Зачарованном лесу, сразитесь с воинством коварного и беспощадного чародея и отыщите Чёрный замок! Но это лишь половина пути! В замок необходимо пробраться, победить злодея и освободить Принцессу. И даже если вам не удастся с первого раза достигнуть успеха, то не расстраивайтесь, ведь у вас всегда будет возможность начать всё сначала, а история начнётся вновь…

Разрушитель / М. Фрост. – М. : Эгмонт Россия, 2001. - 461 с. 12+

Зло затаилось в Долине Троллей! Вот-вот чёрный колдун Жаррадан Марр овладеет секретами эльфийской магии, которые сделают его всемогущим. Вот-вот чёрный колдун Жаррадан Марр овладеет секретами эльфийской магии, которые сделают его всемогущим. Ничто тогда не защитит мирную Аллансию от порабощения легионами Хаоса. Но Разрушителю нет до этого дела, - им правят животные инстинкты, вечный голод и слепая ярость. Бессловесный монстр не способен понять чувств, мыслей и поступков других существ. Он создан для кровавой схватки, и плоть поверженного врага для него слаще мёда. Это свирепое чудовище - ТЫ! Но у тебя есть шанс научиться контролировать свою звериную натуру - ты сможешь познать себя и свою судьбу, наполнить смыслом и великим предназначением свое некогда бесцельное существование!

Тайна капитана Шелтона / Д.Ю. Браславский. - М: АСТпресс, 1995. - 236 с. 12+

Тревожно затих некогда оживлённый портовый городок Грейкейп. Все корабли, покидавшие его гавань, бесследно исчезали. Мощная военная эскадра, отправленная губернатором, чтобы покарать дерзких разбойников, пропала в морских просторах. Жители были единодушны: здесь не обходится без нечистой силы. Если вы способны смело смотреть в лицо опасности, быстро принимать решения и не отступите ни перед каким врагом, то можете попытаться отправиться в море на собственной шхуне, чтобы раскрыть тайну загадочного исчезновения кораблей. Всё, что для этого надо: два игральных кубика, карандаш и ластик.

Квакеры в зоне риска / А. и К. Тенишевы. - М. : Айрис-Пресс : Рольф, 2002. - 256 с. 12+

Книга для тех, кто любит острые ощущения и кто будет не прочь спуститься в мрачное подземелье вместе с шестерыми друзьями-квакерами, отправившимися на поиски продолжения компьютерной игры. Множество экстремальных ситуаций придется пережить читателю вместе с героями книги... ведь компьютерная игра стала реальностью, а они - героями этой игры. Смогут ли друзья выйти из лабиринта и узнать, кто подстроил это опасное приключение, - зависит от читателя.

Еж Игнат ищет клад / Дирк Хенниг – М.: Энас-книга, 2019. - 30 с. 0+

Под обложкой этой книги собралось всё, что любят малыши: увлекательная сказка в стихах, красочные иллюстрации и весёлые загадки с лабиринтами. История про неунывающего ёжика и его друзей, которые отправились на поиски клада, учит помогать друг другу и не сдаваться. А ещё – тренирует внимание и наблюдательность. Для чтения взрослыми детям.

Большое приключение маленькой белочки / Марина Кремер . - Москва : Энас-книга, 2018. - 25 с. 0+

Под обложкой этой книги собралось всё, что любят малыши: сказка про лесных зверей, весёлые стихи и красочные лабиринты. Трогательная история о маленькой белочке учит помогать друг другу и не сдаваться, а увлекательное путешествие по запутанным лабиринтам поможет развить усидчивость ребенка, умение ориентироваться в пространстве и концентрировать внимание.
Для чтения взрослыми детям.

Пингвиненок ищет родителей / Дирк Хенниг. - Москва : Энас-книга, 2018. - 25 с. 0+

Однажды в дверь к ёжику постучался маленький, беззащитный пингвинёнок. Как он оказался в лесу и где его родители?.. Чтобы помочь пингвинёнку найти свою семью, малышу придется совершить увлекательное путешествие по запутанным лабиринтам, а заодно познакомиться с обитателями леса и зоопарка. В пути ему помогут красочные картинки и весёлые стихи. Книжка учит ориентироваться в пространстве, находить детали, концентрировать внимание. Для чтения взрослыми детям.

Контактная информация отдела индивидуального обслуживания:

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Шамшева, д.8
  • Телефон: 8 (812) 417 43 98
  • Эл. почта: ab_otdel@gbs.spb.ru