Пётр Ильич Чайковский. К юбилею композитора. Часть 1.

2020 год богат на юбилеи композиторов. Одно из самых громких имён – Пётр Ильич Чайковский. Он был не только композитором, но и дирижёром, педагогом, общественным деятелем, музыкальным журналистом. Считается одним из величайших композиторов в истории мировой музыки. Чайковский – автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие сочинения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, свыше 100 романсов являются бесценным вкладом в музыкальную культуру Европы и мира.

Для рассказа об этом великом человеке одной программы мало, поэтому мы решили посвятить Петру Ильичу и его произведениям два выпуска: в первом расскажем о его биографии, во втором – о творчестве.

Род казаков Чаек происходил из шляхтичей. Фамилию «облагородил» дед композитора, Петр Фёдорович, который назвался Чайковским. Илья Петрович Чайковский (1795-1880), отец композитора, был младшим в семье из двадцати детей. Получив образование в Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, он стал инженером и попал на службу в Департамент горных и соляных дел.

Овдовев после недолгого брака с Марией Карловной Кайзер, от которой осталась дочь Зинаида, в 1833 году Илья Петрович женился на 20-летней Александре Андреевне, урождённой Ассиер (1812-1854), дочери Андрея Ассиера (от первого брака) и Екатерины Михайловны, урождённой Поповой. Незадолго до смерти отца Александра Андреевна окончила Училище женских сирот, где обучалась риторике, арифметике, географии, литературе и иностранным языкам. Пётр Плетнёв, которому Пушкин посвятил «Онегина», был её учителем литературы в старших классах.

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 в посёлке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) при Камско-Воткинском заводе. Он был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году – сестра Александра (в замужестве Давыдова), в 1843 – Ипполит. Родители Петра Ильича любили музыку: отец в юности играл на флейте, а мать когда-то играла на арфе и фортепиано, а также пела романсы. В доме Чайковских имелся рояль и вывезенный из столицы механический орган — оркестрина. Именно оркестрина, в исполнении которой маленький Пётр впервые услышал арию Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта, произвела на него сильнейшее впечатление. Ещё на валиках этого органа были записаны отрывки из опер Россини, Беллини и Доницетти.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – ВРЕМЕНА ГОДА. МАРТ.

К роялю Петра впервые подвела мать, затем в 1845-1848 годах с ним занималась Марья Марковна Пальчикова, которая была из крепостных, выучилась грамоте и музыке на медные деньги. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни заводских рабочих и крестьян. В детстве Петя Чайковский сочинял стихи, в основном, на французском языке, и очень интересовался биографией Людовика XVII; в 1868 году, уже будучи взрослым, он приобрёл в Париже гравюру, изображавшую Людовика в Тампле, и оправил её в рамку. Эта гравюра и портрет Антона Рубинштейна долгое время были единственными украшениями его жилища.

В феврале 1848 года Илья Петрович вышел в отставку с пожалованием пенсии и чина генерал-майора. В сентябре того же года он с семьёй отправился в Москву – для решения вопроса о частной службе. В ноябре семья переехала из Москвы в Петербург, где Петра и Николая отдали в пансион Шмелинга. Среди прочего там были серьёзные уроки музыки с учителем Филипповым и первые пианистические трудности. Кроме того, мальчики впервые посетили театр, где на Петра самое сильное впечатление произвели опера, балет и симфонический оркестр.

Определив Николая на учёбу в Институт Корпуса горных инженеров, семья в начале 1849 года переехала в Алапаевск, где Илья Петрович получил должность управляющего на заводе наследников Яковлева. 1 (13) мая 1850 год в Алапаевске родились братья-близнецы – Анатолий и Модест.

В начале августа 1850 года с матерью и сёстрами, Зинаидой и Александрой, Пётр прибыл в Санкт-Петербург для поступления в приготовительный класс Императорского училища правоведения – закрытое мужское учебное заведение, находившееся на углу набережной реки Фонтанки и улицы, ныне носящей имя композитора.

22 августа 1850 года они с матерью посетили театр. Давали оперу «Жизнь за царя» Глинки. Пётр впервые услышал русскую оперу в исполнении большого оркестра, хора и солистов. А в середине октября побывал на балете «Жизель» Адольфа Адана. В апреле 1851 года он впервые увидел императора Николая I, «так близко как папашин диван стоит от его конторки в кабинете», на детском балу в Дворянском собрании.

В мае 1852 года Илья Петрович оставил службу и с остальным семейством переехал в Петербург, а Пётр успешно сдал вступительные экзамены в «настоящий» класс Училища правоведения.

В мае 1853 года юный поэт Алексей Апухтин (Лёля) оказался в одном классе с Петром Чайковским, они подружились на всю жизнь. Будучи самым близким другом, Апухтин оказал заметное влияние на Чайковского: его веру, ценности, убеждения и литературные пристрастия. В эти годы Чайковский много читает, в основном, книги, которые имелись дома, у отца.

Мать Чайковского, Александра Андреевна, в 1854 году заболела холерой и умерла. Это стало большой потерей для 14-летнего Петра.
13 (25) мая 1859 года Чайковский окончил училище. 29 мая (10 июня) получил аттестат и был удостоен чина 9-го класса (титулярный советник). Одноклассник Чайковского, Фёдор Маслов, утверждал, что он «был любимцем не только товарищей, но и начальства. Более широко распространённой симпатией никто не пользовался».

Сразу по окончании Училища правоведения Пётр Чайковский поступил на службу в I-е отделение департамента Министерства юстиции, где преимущественно вёл дела крестьян. В свободное от службы время посещал оперный театр, где под влиянием дружбы с Луиджи Пиччоли, с которым он практиковался в итальянском языке, отдавал предпочтение итальянской опере. Чайковский знал несколько иностранных языков, в том числе свободно владел французским и итальянским.

В 1855-1858 годах немецкий пианист Рудольф Кюндингер, которого нанял для сына Илья Петрович, преподавал Петру игру на фортепиано. Идея совместить государственную службу с музыкальными занятиями принадлежала отцу. Он втайне проконсультировался у Кюндингера, спросил, есть ли у Петра настоящий талант, и получил ответ: музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится, да и поздно начинать – ему скоро двадцать один год. Несмотря на неутешительный отзыв, Илья Петрович предложил сыну продолжить обучение музыке, что тот поначалу не воспринял серьёзно. Позднее Кюндингер с сожалением писал: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вёл бы дневник наших уроков с ним».

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ, СЛОВА АПУХТИНА – ДЕНЬ ЛИ ЦАРИТ (ИСП. З. А. ДОЛУХАНОВА)

Санкт-Петербургская консерватория

В сентябре 1861 года Пётр Ильич поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО). В 1862 году классы они преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию, где Чайковский стал одним из первых студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Заремба (контрапункт, музыкальная форма) и Антон Рубинштейн (сочинение и инструментовка). Одновременно он обучался игре на флейте у Чезаре Чиарди и на органе – у Генриха Штиля. До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем по настоянию Антона Рубинштейна бросил службу, получив взамен свободу и бедность, которая за ней последовала. А ещё уверенность в своём бесспорном призвании – Пётр Ильич целиком отдался музыке. В консерватории родилась тесная дружба с Германом Ларошем – будущим выдающимся музыкальным критиком, который раньше других по достоинству оценил композиторское дарование Чайковского, с которым они долгими часами играли в четыре руки.

Среди консерваторских сочинений – увертюра «Гроза» по одноимённой пьесе Александра Островского и «Характерные танцы» («Танцы сенных девушек») для симфонического оркестра, позднее вошедшие в оперу «Воевода». «Характерные танцы» впервые были исполнены 30 августа 1865 года под управлением Иоганна Штрауса в концертном зале Павловска – это дата первого публичного исполнения музыки Чайковского. Затем в Михайловском дворце он сам продирижировал своей новой Увертюрой F-dur, исполненной консерваторским оркестром.

  • ЧАЙКОВСКИЙ П. И. – «ВОЕВОДА» УВЕРТЮРА

Дипломной работой Чайковского стала кантата «К радости» на русскоязычный перевод одноимённой оды Фридриха Шиллера, исполненная 29 декабря 1865 года (10 января 1866 года). На премьере кантаты композитор не присутствовал: она не произвела впечатления на петербургских музыкантов. Антон Рубинштейн поморщился, читая её. Серов сказал, что «ожидал большего». Молодой критик Цезарь Кюи объявил, что «Чайковский совсем слаб», «дарование его нигде не прорвало консерваторские оковы». Один Ларош был в восторге от кантаты, увидев в этом произведении большие творческие возможности Чайковского. 31 декабря (12 января) того же года он окончил курс Петербургской консерватории с большой серебряной медалью (высшей наградой в те годы). Диплом об окончании консерватории с присвоением звания «свободного художника» Чайковскому выдали только 30 марта (11 апреля) 1870 года, после утверждения положения о консерватории.

По совету Антона Рубинштейна его брат Николай Рубинштейн, приехавший в Санкт-Петербург за новыми кадрами, предложил Чайковскому место профессора классов Свободного сочинения, гармонии, теории музыки и инструментовки в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества. Окончив консерваторию, 5 (17) января 1866 года Чайковский уехал из Санкт-Петербурга в Москву, где 13 (25) января начал свою педагогическую деятельность.

Московская консерватория

Пётр Ильич Чайковский – первый профессор по классу композиции в Московской консерватории. До начала 1870-х годов он активно участвовал в организации консерваторского учебного процесса, разработке учебных программ и инструкций. Был включён в Совет профессоров. Отсутствие отечественной учебно-методической литературы подтолкнуло Чайковского к работе над переводами (с французского и немецкого) трудов зарубежных музыковедов и теоретиков, а также к написанию собственных учебников. Напряжённую и плодотворную деятельность профессора П.И. Чайковского современники оценили высоко, но денежный эквивалент этой оценки выглядел достаточно скромно: к моменту завершения работы в консерватории, его годовое жалованье выросло с 1200 до 2700 рублей серебром.
Формально Чайковский ещё числился на государственной службе: в мае 1866 года он получил чин надворного советника, а в 1867 году официально ушёл в отставку. Музыкальные классы были реорганизованы в Московскую консерваторию, торжественное открытие которой состоялось 1 (13) сентября 1866 года.

В 1868 году Чайковский впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов – членов «Могучей кучки». У Петра Ильича проявился интерес к программной музыке. По совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В.В. Стасов подсказал ему идею симфонической фантазии «Буря» (1873). В конце мая профессор Чайковский, по приглашению и на средства своего ученика Владимира Шиловского, поехал с ним в Берлин, затем в Париж. И в этом же году познакомился с Дезире Арто.

Чайковского представили Дезире Арто в 1868 году, во время ее пребывания в Москве с концертами. Чайковский был очарован талантом и обаянием. В 1868 году он посвятил Дезире Арто свой Романс фа-минор (Op.5). Чайковский говорил об Арто: «Мне трудно понравиться, но эта женщина прямо с ума меня свела. Ей-богу, я никогда не представлял себе, что могу до такой степени увлечься. Когда она поет, я испытываю нечто совсем еще мне неведомое! Новое, чудное!.. А какая у нее рука!.. Я давно такой не видывал! Одна эта рука, с ее грацией во всяком движении, способна заставить меня позабыть все на свете.
Пётр Ильич сделал предложение Арто, несмотря на то, что некоторые его друзья были против этого брака. Вскоре Арто уехала с гастролями в Варшаву. А в январе Чайковского ждала неожиданная новость: в январе 1869 года Дезире Арто вышла замуж за оперного певца из труппы – Мариано Падилья-и-Рамос. Они снова встретились уже в 1888 году. Чайковский написал для Арто шесть романсов. Их отношения оставались дружескими.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ, СЛОВА КОЛЛЕН – РАЗОЧАРОВАНИЕ

С мая 1870 года по декабрь 1871 года Чайковский и Шиловский провели за границей, где композитор работал над второй редакцией увертюры «Ромео и Джульета». В декабре в Ницце Чайковский написал две пьесы для фортепиано – «Ноктюрн» и «Юмореска», посвятив их Шиловскому.

С 1872 по 1876 годы также работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости». В конце декабря 1875 года Чайковский поехал в Европу с братом Модестом. В Париже прослушал оперу «Кармен» Бизе, которая поразила его простотой и искренностью, он «выучил её чуть не наизусть всю от начала до конца».

  • ВСТУПЛЕНИЕ К УВЕРТЮРЕ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА»

Летом 31 июля 1876 года Чайковский уехал в Байройт на премьеру «Кольца нибелунга» Вагнера, где встретился как с Вагнером, так и с Листом. Возвращался через «прелестный» Нюрнберг, остановившись в котором, написал отчёт о Вагнеровских торжествах в Байройте для «Русских ведомостей». Дальнейшие поездки композитора, вплоть до признания его музыки за рубежом и начала гастрольной деятельности, стали возможны благодаря материальной поддержке Н.Ф. фон Мекк.

Надежда Филаретовна фон Мекк родилась в 1831 году. В 17 лет ее выдали замуж за Карла фон Мекк. Если в 1860 году в России было только 100 км железной дороги, то двадцать лет спустя, благодаря деятельности ее мужа, более 15 000 км. Это сделало семью фон Мекк миллионерами. В браке родились 18 детей, из которых 11 дожили до взрослого возраста. Карл фон Мекк скончался в 1876 году.

В 1876 году Надежда Филаретовна помогала музыканту Иосифу Котеку. Его она и стала выспрашивать о преподавателе Московской консерватории Петре Чайковском, чья симфоническая фантазия «Буря» произвела на нее огромное впечатление. Баронесса давно хотела найти талантливого музыканта, которому могла бы помогать. Она освободит его от всех будничных забот, назначит достойное содержание – а он прославит ее имя. Она предложила Чайковскому щедрое содержание: 6000 рублей в год. Так у Петра Ильича появилась свобода творчества, обретенная благодаря щедрости баронессы фон Мекк. Чайковский понимал, что никогда не сможет увидеть лица прекрасной женщины, которая ему покровительствовала. Это была ее воля – никогда не встречаться, не видеть глаз друг друга, не слышать голосов. Тринадцать лет продолжалась переписка – история платонической и самой нежной любви двух одиноких душ, которым было не суждено встретиться при жизни. «В Вашей музыке я сливаюсь с Вами воедино, и в этом никто не может соперничать со мною: здесь я владею и люблю», – призналась в одном из писем Надежда Филаретовна. Они даже породнились: сын Надежды Филаретовны был женат на племяннице Чайковского.

Последнее письмо датировано 1890 годом – переписку прервала баронесса фон Мекк. В своем последнем послании композитор написал: «Я благодарен Вам за все». Надежда фон Мекк пережила Чайковского более чем на два месяца – она умерла от туберкулеза 13 января 1894 года. Баронессе он посвятил Четвертую симфонию. На рукописи симфонии рукой Чайковского написано «Посвящается моему лучшему другу», чтобы сохранить имя фон Мекк в тайне.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – 4 СИМФОНИЯ (ALLEGRO)