К 220-летию М. И. Глинки

Героем 38-го выпуска «Старой пластинки» стал Михаил Иванович Глинка – автор первой национальной оперы и основоположник русского романса; композитор, который вывел русскую музыкальную школу на мировой уровень по художественному совершенству и профессиональному мастерству.

Портрет М. И. Глинки

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки и его супруги Евгении Андреевны. Из тринадцати детей четы выжило лишь четверо: сын Михаил и три дочери – Мария, Людмила, Ольга. Михаила взяла на воспитание бабушка, которая тщательно оберегала болезненного внука. Он редко выходил на улицу, озорничал и пользовался безграничной любовью старших. Среди его любимых занятий было подражание колокольному звону: мальчик бил в медные тазы.

Родители забрали Михаила к себе в шестилетнем возрасте, после смерти бабушки. В семье любили шумные праздники, когда в дом съезжалось много гостей. В один из таких вечеров внимание мальчика привлек домашний концерт. Желание сына заняться музыкой Евгения Андреевна восприняла с энтузиазмом и пригласила гувернантку из Петербурга. Варвара Кламмер преподавала нотную грамоту и игру на фортепиано. Затем появился еще один учитель, который обучал Михаила играть на скрипке.

Мальчику легко давалась учеба, поэтому после переезда семьи в Петербург его определили в Благородный пансион при Педагогическом институте, где одним из наставников был Вильгельм Кюхельбекер. Он познакомил будущего композитора с Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом.

Окончив пансион, Глинка поехал на Кавказ. Вместо оздоровления поездка принесла ухудшение здоровья, поэтому молодой человек отправился на поправку в родное село. В Петербург он вернулся в поисках службы, которая бы оставляла время для музыкальных занятий. Михаил устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения – работа занимала пять-шесть часов в день. Это дало возможность уделять внимание музыке. Глинка начал пробовать себя в разных сочинениях; писал романсы, серенады, небольшие пьесы для фортепиано и квартеты для струнных, которые исполнял на светских вечерах.

Первые романсы Михаила Ивановича Глинки – «Не искушай меня без ну́жды» на слова Е.А. Баратынского и «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина.

1. «Не искушай меня без ну́жды»

2. «Не пой, красавица, при мне»

3. «Я здесь Инези́лья»

В декабре 1825 года композитор едва не оказался в опале: он покинул Сенатскую площадь незадолго до Восстания декабристов. Это не спасло его от допроса – жандармы искали Вильгельма Кюхельбекера. В конце декабря Глинка посетил родственников в Смоленске, где написал вариации к модному романсу «Да будет благословенна мать», позднее переработанные композитором Шарлем Мейером и отданные в печать. Этот романс – первое опубликованное произведение композитора, а в 1828 году вышел «Лирический альбом», сборник музыкальных пьес современных композиторов, в том числе Глинки.

По рекомендации врачей Михаил Иванович уехал в Европу, подлечиться в теплом климате. За два года он объехал всю Италию, где часто посещал оперные театры, слушал оперы Россини, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от итальянской музыки Глинка написал «Серенаду», исполненную с большим успехом в 1832 году. Затем последовал Берлин, где были написаны романсы «Дубрава шумит» на слова В.А. Жуковского, «Не говори, любовь пройдет» на слова А.А. Дельвига, вариации на тему «Соловья» А.А. Алябьева, попурри из русских песен и увертюра Симфонии на две русские темы.

4. «Дубрава шумит»

5. «Венецианская ночь»

6. Вариации на тему «Соловья» Алябьева

Получив сообщение о смерти отца, весной 1834 года композитор вернулся в Россию и уединился в Новоспасском, решив создать русскую оперу. По совету Василия Андреевича Жуковского он остановился на предании об Иване Сусанине.

Композитор сочинял быстро: за весну 1835 года были готовы черновики не только первого и второго действия, но и большая часть тем.
В начале 1836 года опера была закончена. Вскоре начались репетиции – премьерой хотели открыть новый сезон Петербургского Большого театра. Однажды на репетицию приехал император Николай I. Музыка произвела на него сильное впечатление, и последовало высочайшее разрешение посвятить произведение государю. Название оперы тоже изменили: вместо «Иван Сусанин» она стала называться «Жизнь за царя». Премьера состоялась 27 ноября 1836 года – опера произвела фурор.

7. «Жизнь за царя».

Через год Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, своей дальней родственницей. Брак оказался несчастливым – Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн – дочь Анны Керн, музы Пушкина. Глинка разъехался с женой, но развода не получил. Для возлюбленной он написал «Вальс-фантазию» и посвятил ей романс «Я помню чудное мгновенье» на стихотворение Пушкина, адресованное матери девушки.

8. «Я помню чудное мгновенье»

После беременности и аборта Екатерина с матерью уехали в Лубну, надеясь избежать скандала. Михаил Глинка хотел отправиться вслед за ними и даже написал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом», куда вошла знаменитая «Попутная песня». Однако бракоразводный процесс вынудил его остаться в столице. После возвращения в Петербург Екатерина Керн более не вызывала у композитора прежних – нежных и поэтических чувств.

9. «Попутная песня»

10. «Рыцарский романс»

11. «Сомнение»

Несмотря на бурную личную жизнь, Глинка активно работал над оперой «Руслан и Людмила». В апреле 1842 года он отнес партитуру А.М. Гедеонову. Опера была принята без возражений, начались хлопоты о постановке. 27 ноября в Петербурге состоялась провальная премьера: во время пятого акта свою ложу покинула императорская семья. Тем не менее, оперу сыграли 32 раза только за сезон 1842/1843. Начиная с четвертого представления, она имела огромный успех, во многом бывший заслугой К. Н. Лядова.

12. «Руслан и Людмила»

Новое путешествие принесло Михаилу Ивановичу Глинке славу в европейских кругах. В Испании он написал оркестровую пьесу «Арагонская хо́та», с которой началась популярность испанской тематики в русской музыке.

Летом 1847 года Глинка вернулся в Россию, и его здоровье вновь ухудшилось. Переезд в Варшаву временно помог, но эпидемия холеры вынудила композитора проводить все время в квартире, за роялем. В Польше появился романс «Слышу ли голос твой» на слова М.Ю. Лермонтова и «Заздравный кубок» на стихотворение А.С. Пушкина, а также плясовая «Камаринская», написанная на основе мелодий двух народных песен – свадебной «Из-за гор, гор, высоких гор» и плясовой «Камаринской». Глинка первым из русских композиторов объединил в одном музыкальном произведении разные ритмы, характеры, настроения.

13. «Заздравный кубок»

14. «Камаринская»

Последние годы жизни композитор путешествовал в поисках вдохновения. Свою смерть он встретил в феврале 1857 года в Берлине, где был похоронен на лютеранском кладбище. Позднее его прах перевезли в Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.

15. «Ах, ты душечка»

16. «Ах, ты ноченька»

Смерть композитора не предала забвению его прекрасную, увлекательную, чарующую музыку. Библиотека отметила 220 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки лекцией-концертом, который провела Заслуженный работник культуры, музыковед Лариса Воронцовская. Бессмертные произведения прозвучали в исполнении артистов «Петербург-концерта».

Запись концерта – по ссылке на нашем сайте.

Список использованных источников:

1) Лобанкова, Е. В. Глинка: Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни / Екатерина Лобанкова. – Москва : Молодая гвардия, 2019. – 591 с. – (Жизнь замечательных людей). – ISBN 978-5-235-04209-4.

2) Мордвинцева, Н. Б. Михаил Иванович Глинка : жизнь и творчество / сост. Н. Б. Мордвинцева. – [Москва] : Белый город. – 16 с. – 978-5-7793-2380-2.

3) https://www.culture.ru/persons/8279/mikhail-glinka — Михаил Иванович Глинка.

4) https://meloman.ru/composer/glinka-mihail-ivanovich-1804-1857/ — Михаил Иванович Глинка.

5) https://www.belcanto.ru/glinka.html — Михаил Иванович Глинка.