Иоганн Себастьян Бах: обобщая барокко

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) был выходцем из старинного бюргерского рода, который подарил Германии немало творческих людей. Светская и духовная музыка многим обязана этому композитору, обобщившему наработки предшественников.

Жизнь и творчество Баха тесно связаны с его семьей. Отец будущего композитора работал городским музыкантом, а многочисленные родственники занимали должности органистов и капельмейстеров по всей Тюрингии. После ранней смерти родителей воспитанием 10-летнего Себастьяна занялся его старший брат Кристоф – органист в Ордруфе, который дал мальчику первые уроки музыки, обучил игре на органе и клавире.

Систематическое музыкальное образование Иоганн Себастьян Бах начал получать в Люнебурге, где посещал вокальную школу Святого Михаила. Помимо пения в хоре, он изучал богословие, латынь, историю, географию и физику.

«Шутка» из оркестровой сюиты № 2

После учебы получил место придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста и быстро снискал себе славу блестящего исполнителя: уже через семь месяцев был приглашен на должность смотрителя органа в Арнштадте, в церковь Святого Бонифация. В этот период Бах создал много произведений для органа, чему поспособствовал прекрасный инструмент, настроенный по новой системе, которая расширяла возможности как композитора, так и исполнителя.

Вскоре из-за конфликта с руководством Бах переехал в Мюльхаузен, где стал органистом в церкви Святого Власия. Следующим пунктом его назначением оказался Веймар и должность придворного органиста, а также устроителя концертов.

Ария из оратории «Страсти по Матфею»

Работая органистом в Арнштадте и Мюльхаузене, Иоганн Себастьян Бах создавал произведения, продолжавшие традиции немецкой органной школы. Веймарский период ознаменовался созданием таких шедевров, как токката и фуга ре минор, в которых прослеживается уникальный баховский стиль.

Особую роль в жизни и творчестве композитора сыграли его жёны. Первая супруга, Мария Барбара, тоже из рода Бахов, с которой он прожил 13 лет, родила ему семерых детей.

Её внезапная смерть в 1720 году глубоко потрясла композитора и, вероятно, отразилась в скорбных интонациях некоторых произведений тех лет, например, «Чаконы» для скрипки из партиты № 2.

Чакона из партиты № 2

Вторая жена, Анна Магдалена, была талантливой певицей с хорошо поставленным сопрано и стала не только верной спутницей жизни, но и активной участницей творческого процесса. Она обладала привлекательной внешностью, а главное – веселым, открытым нравом. Вскоре после свадьбы ее зачислили певицей в Кетенскую капеллу – ансамбль при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского, покровительствовавшего Баху. Именно для нее композитор составил знаменитую «Нотную тетрадь», включавшую в себя педагогические пьесы и лирические миниатюры. Существует предположение, что в нее вошли и произведения, написанные самой Анной. В летнее время под окнами маленького домика Бахов собирались прохожие, чтобы послушать красивую музыку. После домашнего концерта семья обычно садилась ужинать. За столом у Бахов всегда было многолюдно: кроме собственной большой семьи – Анна Магдалена подарила мужу 13 детей – у них постоянно жил кто-то из учеников, приходили родственники и друзья.

BWV 974

Дети Баха оказали значительное влияние на эволюцию музыки. Четверо сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эмануэль, Иоганн Кристиан и Иоганн Кристоф Фридрих – стали известными композиторами. Их творческие поиски, особенно в области галантного и чувствительного стилей, побуждали отца экспериментировать с новыми формами и приемами. В поздних произведениях, таких как сборники «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги», Бах стремился запечатлеть для потомков вершины полифонического мастерства.

С каждым годом зрение Иоганна Себастьяна ухудшалось, в конце концов он решился на операцию. Известный лондонский окулист, бывший проездом в Лейпциге, к сожалению, сделал ее неудачно – Бах ослеп. И крепкий, не знавший болезней организм сразу сдал. За десять дней до кончины композитор внезапно прозрел и в течение нескольких часов видел свет, лица родных и близких.

Великого немца не стало поздним вечером 28 июля 1750 года. Анна Магдалена пережила мужа на десять лет.

Air BWV 1068

Влияние Баха на мировую музыку невозможно переоценить. Его творчество стало связующим звеном между эпохами барокко и классицизма. Моцарт и Бетховен изучали произведения гениального предшественника, а Мендельсон в XIX веке инициировал настоящее «баховское возрождение». Система равномерной темперации, разработанная Бахом в сборнике «Хорошо темперированном клавире», стала основой современной музыкальной теории.

Техническое совершенство и эмоциональная глубина творений Баха сделали их эталоном для композиторов новых эпох. Его мессы и страсти повлияли на развитие духовной музыки, инструментальные сочинения – на формирование классических форм симфонии и концерта. Даже в XX веке музыканты, представлявшие разные направления, от джаза до авангарда, находили в них источник вдохновения.

Токката и фуга BWV 565

Наследие Иоганна Себастьяна Баха представляет собой уникальный синтез семейных традиций и индивидуального гения. Воспитанный в музыкальной династии, он поднял искусство композиции на небывалую высоту, создав произведения, которые уже три столетия остаются вершиной музыкального творчества. Его влияние распространилось далеко за пределы Германии и эпохи барокко, сделав Баха одним из самых значительных композиторов в истории человечества.

Список использованной литературы:

  • Дотриш Л. Музыканты, вершившие историю : как связаны великие композиторы с репрессиями, масонами и революциями : [Моцарт, Бетховен, Бах, Шостакович, Дебюсси, Штраус] / Лора Дотриш ; [перевод с французского С. Минасян]. – Москва : Бомбора : Эксмо, 2023 [т. е. 2022]. – 188, [2] с. : ил. ; 25 см. – (Неисчерпаемое искусство : классическая музыка в теории и жизни).
  • Казанцева Ю. А. 12 вечеров с классической музыкой : как понять и полюбить великие произведения / Юлия Казанцева. – Москва : Бомбора : Эксмо, 2022. – 222 с. : цв. ил. ; 25 см. – (Неисчерпаемое искусство : классическая музыка в теории и жизни).
  • Леоненкова О. Г. 50 музыкальных шедевров : популярная история классической музыки / Леоненкова О. Г. – Москва : АСТ, 2023. – 254, [1] с. ; 22 см. – (Классика лекций : КЛ).