Имре Кальман. Расцвет оперетты

Расцвет венской оперетты связан с именем Имре Кальмана, он навсегда вошел в историю музыки как создатель ярких, оптимистичных и веселых произведений. Жизнь великого композитора Имре Кальмана, чьи оперетты ставят в лучших музыкальных театрах по всему миру, была полна творчества и труда. Ему пришлось многое преодолеть, испытать величайший успех и встретить большую любовь.

Скачать презентацию (5 Мб, формат pptx) можно здесь.

  • «Без женщин жить нельзя на свете»

  • «Красотки кабаре»

Годы учёбы и испытаний

Родился Имре Кальман 24 октября 1882 года в городке Шиофоке на озере Балатон. В то время это была Австро-Венгерская империя, сегодня – Венгрия. Настоящее имя – Эммерих Коппштейн. Еще в школе он сменил свою чисто еврейскую фамилию на более нейтральную Кальман. Отец мальчика, Карл Коппштейн, был преуспевающим буржуа. Семья жила в достатке, растила троих детей. Но отец разорился, после того, как не удался его амбициозный замысел превратить родной Шиофок в фешенебельный курорт: он вложил немало средств в постройку ипподрома, театра оперетты и нескольких гостиниц. Имущество конфисковали за долги, а семья переехала в Будапешт. Вскоре глава семейства отправил Имре жить на попечении тети.

  • «О, юность!»

В 10 лет мальчика отдали сразу в две школы – классическую гимназию и музыкальную. Несмотря на бедность, Имре купили подержанный рояль, на котором он упражнялся каждую свободную минуту. Но скоро финансовое положение ухудшилось настолько, что ему пришлось оставить учебу и начать зарабатывать. Имре давал уроки латыни и греческого ученикам старших классов, а музыкой занимался в свободное от работы время. Благодаря упорству мальчик поступил в музыкальное училище и играл по 16 часов в день.

Перезанимавшись при подготовке к конкурсу, Имре повредил мизинец, и тот навсегда перестал разгибаться. О музицировании пришлось забыть. Кальман перешел в класс композиции и начал писать симфонические произведения. Однако успеха они не имели. Училище юноша не без труда, но окончил и поступил в музыкальную академию. По настоянию родственников Имре пришлось в то же время поступить на юридический факультет университета. Благодаря неимоверным усилиям он окончил два учебных заведения, одновременно став юристом и дипломированным музыкантом.

  • Дуэт Сильвы и Эдвина

Еще в студенческие годы Имре Кальман начал писать критические статьи для музыкальных колонок в периодике. Окончив академию, он пошел работать в газету, поскольку категорически не хотел быть адвокатом – из-за этого родственники лишили его финансовой поддержки. Снова – двойная нагрузка: днем Имре писал для газет, а по вечерам сочинял музыку. Работа критиком приносила минимальный доход, ничего лишнего юноша не мог себе позволить. Но радовался тому, что по должности мог посещать любые концерты и театры, ведь билеты ему были не по карману. В 1905 году удача улыбнулась Кальману – за цикл песен он получил премию Будапештской музыкальной академии. Эти деньги позволили ему шесть недель провести в Берлине. Там композитор обошел все музыкальные издательства, надеясь опубликовать песни, но ничего не вышло. В отчаянии из-за бедности и категорического непризнания собственной музыки Имре Кальман решил обратиться к «низкому жанру» – оперетте.

  • Сильва

Творческая карьера

Начало XX века было отмечено глубоким кризисом. В 1899 году умер «король вальса» Иоганн Штраус, писавший и всенародно любимые оперетты. Десять лет этот жанр хирел и погибал. Имре Кальман заперся в съемной квартирке в пригороде Граца, чтобы написать хорошую музыку. Из-под его пера вышла первая оперетта – «Осенние маневры». Премьера состоялась в Будапеште. В 1909 году Вена рукоплескала новому гению оперетты, а чуть позднее заслуженный успех ждал композитора в Берлине и Гамбурге. Он переехал жить в Вену и принялся за работу. С этого момента Имре Кальман начал создавать оперетты одну за одной. Часть из них оказались успешными, часть не выдержала испытания временем. Всего композитор написал 17 оперетт, самыми популярными стали «Сильва» («Королева Чардаша») и «Принцесса цирка» («Мистер Икс»). В каждой из них, даже в тех, где героями были индусы («Баядера») или французы («Фиалка Монмартра»), чередовались мелодии венского вальса и венгерского чардаша, к которым иногда добавлялись ритмы XX века, например, шимми.

  • Шимми

  • Песенка Нинон («Фиалка Монмартра»)

Кальман выработал свой стиль, его произведения буквально искрятся радостью. Видимо, в них он выплескивал все свои надежды и мечты, которых за тяжелую жизнь накопилось немало. В 1915 году появилась «Сильва», ставшая настоящей сенсацией. В 1921 году состоялась премьера «Баядеры», в 1924-м – «Марицы». Композитор прочно занял место ведущего музыканта Вены, столица музыки выбрала себе нового короля. А в 1926 году «Принцесса цирка» принесла Кальману настоящий триумф. В ней нашлось место всему, что любила публика, арии из нее распевали повсюду. Так как действие оперетты частично происходит в России, неудивительно, что одна из первых постановок состоялась в Москве. Не меньший успех ждал «Фиалку Монмартра», которая была показана в Вене рекордные 170 раз!

  • Ария Виолетты

  • «Помнишь ли ты»

Слава и деньги наконец пришли к Кальману. Он стал вполне обеспеченным человеком, все – благодаря трудолюбию и таланту. Однако успех длился не долго. В 1932-м Вена с восторгом рукоплескала маэстро в день 50-летнего юбилея, он получил несколько премий и наград. А в 1933 году все закончилось. В начале 1930-х годов в нескольких странах Европы к власти пришли фашисты. Кальман был евреем, поэтому ему пришлось думать о том, как сохранить собственную жизни. В 1938 году композитор покинул Австрию: сначала уехал в Париж, где получил Орден Почетного легиона, затем – в США. Там он прожил 11 лет, перенес инсульт и по настоянию родных вернулся в Европу, поселившись в Париже. В период вынужденной эмиграции Кальман создал всего две оперетты – «Маринка» и «Аризонская леди», которые не имели такого успеха, как его ранние произведения.

  • Выходная ария Сильвы

  • Дуэт Мариэтты и Наполеона («Баядера»)

Личная жизнь

У Имре Кальмана была очень интересная личная история – три страсти. Композитор не мог похвастаться яркой внешностью: маленький рост, большие залысины уже в молодом возрасте, закомплексованный, хмурый. Ничто не предвещало большого успеха у противоположного пола.

  • Чардаш

  • «Любовь такая»

Первой большой любовью Имре стала Паула Дворжак – красавица, актриса оперетты. Впервые он увидел ее в день триумфальной премьеры своей первой оперетты в Вене. Кальман положил много сил на то, чтобы покорить сердце дивы, которая к тому же была старше его на 10 лет. Их роман оказался головокружительным, но выходить замуж за композитора Паула не хотела. Она знала, что у нее никогда не будет детей, и заботилась об Имре: готовила для него, обеспечивала уют. А он был вполне доволен такой жизнью, изо всех сил работал. Через 18 лет совместной жизни Паула умерла от туберкулеза. Горю композитора не было предела. За время их романа он создал свои лучшие оперетты. Еще при жизни Паула познакомила Имре с актрисой аристократического происхождения Агнессой Эстерхази. Между композитором и этой женщиной вспыхнули чувства. После смерти Паулы Кальман надеялся жениться на Агнессе. Он купил ей особняк, засыпал цветами и подарками. Но однажды узнал о неверности подруги и простить ей этого не смог.

  • «Устал я греться» («Мистер Икс»)

В 1940 году Кальман познакомился с юной эмигранткой из России – Верой Макинской, пытавшейся стать киноактрисой. Композитор был сражен молодостью и красотой русской красавицы, она вскружили ему голову. Несмотря на почти тридцатилетнюю разницу в возрасте вскоре они поженились. Новой возлюбленной Имре посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». Вера подарила мужу троих детей – сына Кароя (Чарли) и дочерей – Лили и Ивонн. Но они воспринимали музыканта скорее как дедушку, чем как отца. Сама Вера была увлечена вечеринками, дорогими покупками, романами, только не Кальманом. Имре все прощал жене, умолял не бросать его, занимался детьми. Писать музыку ему было просто некогда, да и вдохновение престало посещать. В 1942 году Имре и Вера развелись, но через год воссоединились и оставались вместе до смерти композитора.

  • «Эй, Гусар!» («Принцесса цирка»)

После инсульта в 1949 году Кальман был частично парализован. Вернувшись в 1950 году в Париж, он вновь взялся за работу и создал свою последнюю оперетту, ставшую его полным провалом. 30 октября 1953 года Имре Кальман умер. Похоронен в Вене – городе своего триумфа.

Ссылки на источники информации:

  • Нагибин, Ю. М. Музыканты: [повести] / Юрий Нагибин; [иллюстрации В. Юдина]. — Москва: Современник, 1986 — 301, [1] с.: цв. ил. — (Новинки "Современника").
  • Загребская, Н. Имре Кальман / Нинель Загребская. — Текст: электронный // 24smi.org : [сайт]. 2010-2022. — URL : https://24 smi.org/celebrity/122026-imre-kalman.html?ysclid=lbw1h3r2ug228201961 (дата доступа: 20.12.2022).
  • Имре Кальман : [иллюстрированное жизнеописание]. — Текст : электронный // Soundtimes.ru : [сайт]. — URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/imre-kalman?ysclid=lbw1iptx7162864918 (дата доступа: 20.12.2022).
  • Имре Кальман : [иллюстрированное жизнеописание]. — Текст : электронный // Biographe.ru : [сайт]. 2022 — URL: https://biographe.ru/uchenie/imre-kalman/ (дата доступа: 20.12.2022).