Георг Фридрих Гендель

В 1685 году в Германии произошло чудо: в соседних землях, Саксонии и Тюрингии, с промежутком примерно в один месяц родились два гения – Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах. Эти два композитора писали музыку в разных направлениях, и возникло два разных художественных мира. Мир Баха сакрален, ассоциируется с грандиозным и сумрачным храмом. Мир Генделя театрален. Главные жанры, в которых он работал, – опера и драматическая оратория, построенная на конфликте действующих лиц, где будто на воображаемой сцене разворачиваются увлекательные и поучительные сюжеты из жизни античных богов, средневековых рыцарей, германских королей, римских диктаторов и восточных тиранов.

Портрет Г.Генделя

Возможно, Гендель был последним гением, который с лёгкостью сочетал артистическое совершенство и откровенную ангажированность. Он создал немало произведений для официальных церемоний – от «Оды ко дню рождения королевы Анны» (1713) до «Музыки для королевского фейерверка» (1749). Генделевский анте́м «Садок-священник» (1727), написанный в честь коронации Георга II, в 1992 году стал гимном Лиги чемпионов УЕФА, и теперь его знает каждый футбольный фанат. Другое популярнейшее произведение Генделя – хор из оратории «Мессия» под названием «Аллилуйя» – сопровождает многие публичные торжества и даже исполняется в бойких эстрадных обработках.

  • «Садок-священник»

  • «Мессия»

Отец Генделя хотел видеть сына юристом и был против его музыкальных увлечений. Мальчик оказался таким одарённым, что в четыре года начал самостоятельно осваивать клавесин, а благодаря настойчивости добился, чтобы отец нанял ему лучшего учителя музыки.

По тем временам Гендель был весьма образованным человеком: прошёл полный гимназический курс и, выполняя волю отца, один год отучился юриспруденции в университете. Параллельно он с поразительной стремительностью освоил искусство композиции, игру на клавесине, органе, скрипке и гобое. На это ушло всего три года занятий с местным органистом. К одиннадцати годам мальчик стал и композитором, и виртуозным исполнителем. О его игре на органе и клавесине ходили легенды. В 27-летнем возрасте Гендель появился при Английском дворе и очаровал королеву Анну музыкой в её честь. Он писал сочинения для всех коронаций, похорон, иных торжеств.

  • Кантата «Ода ко дню рождения королевы Анны»

Гендель создал 42 оперы, но они принесли лишь финансовые убытки и довели композитора до тяжёлого инсульта. Только после пятидесяти он оставил оперный жанр и начал создавать хоровые произведения – оратории, принесшие ему общенародную любовь.

  • Ария Юлия Цезаря

  • Оратория «Израиль в Египте»

Про личную жизнь Генделя известно немного, так как он избегал публичности.

  • Сюита № 1 фа-мажор («Музыка на воде»)

  • Пассакалия

Колоссальный масштаб личности и дарования Генделя по достоинству оценили уже его современники. С самого начала карьеры композитор был окружён вниманием меценатов и публики. Именно ему, единственному из всех музыкантов мира, поставили памятник при жизни (не в родном Галле, а в Лондоне). Но это не значит, что Гендель являлся баловнем судьбы. Его жизнь была полна ожесточённой борьбы с конкурентами, завистниками и недоброжелателями. Он десятилетиями работал на износ, доказывая своё превосходство. Это подорвало богатырское здоровье, но не сломило дух композитора.

  • Хор пастушков и нимф (опера-оратория «Ацис и Галатея»)

История довела до конца идею символического созвучия двух судеб: оба героя – и Бах, и Гендель – в конце жизни ослепли из-за непрестанных трудов, но продолжали трудиться, пока хватало сил. Бах умер в 1750 году, Гендель – в 1759-м. Закончилась эпоха барокко, длившаяся в музыке почти полтора столетия.
Затем настало другое время, когда художественные идеалы позднего барокко – грандиозность, царственное величие, изощрённая сложность языка – уступили место сначала сладостной ясности галантного стиля, а потом венской классике в лице Гайдна, Моцарта и Бетховена. Классики восхищались учёным и глубоко религиозным искусством Баха, но героический и светоносный Гендель был им ближе по духу. Бетховен считал его самым великим композитором всех времён и народов.
Гендель с его блестящей международной карьерой, внешней импозантностью и властной предприимчивостью, смотрелся явным исключением. Долгая благополучная жизнь, всеевропейская слава, сочетание завидной деловой хватки с неиссякаемой творческой плодовитостью – всё это выглядело подозрительно неромантично. Кому-то Гендель казался всемогущим «олимпийцем» вроде Гёте, умевшим быть одновременно министром, мыслителем, светским человеком и великим поэтом. Гендель не занимал государственных постов, но пока был жив, его колоссальная фигура доминировала над окружавшим музыкальным ландшафтом.

  • Кончерто гроссо op.6 № 6 cоль минор (часть 2)

Зарубежная генделиана, начало которой ещё при жизни композитора положил его друг, Иоганн Маттезон, исключительно богата. Она включает в себя фундаментальные труды биографического и справочного характера; книги, посвящённые отдельным жанрам и периодам творчества Генделя; исследования, касающиеся связи его творений с художественными традициями Германии, Италии, Франции, Великобритании.
Оперы и оратории Генделя исполняют и ставят на сценах Москвы, Петербурга и других крупных российских городов: Перми, Омска, Воронежа, Уфы.
Биография Генделя, сама по себе увлекательная как роман, способна многому научить и заставить о многом задуматься. Если в неё вникнуть, раскроется богатая на события, славная жизнь сильного, мудрого и при этом одинокого человека, который в любых обстоятельствах оставался верен своему призванию – служить искусству, а через него и всему человечеству. Музыка Генделя более двух столетий дарит людям свет, радость, утешение и вдохновение.

Список источников:

  1. Кириллина Л. В. Гендель / Лариса Кириллина. – Москва: Молодая гвардия, 2017. – 479 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1634).
  2. Гендель, Георг Фридрих [электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85  (дата обращения 15.04.2025).
  3. Что нужно знать о Генделе [электронный ресурс]: Дзен. Российская блог-платформа для создания и просмотра контента. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/Wu3K00vxYQdvcYGn?ysclid=m9cwp95419817221928  (дата обращения 15.04.2025).