«Будем как солнце!». К 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Часть 1.

В этом году исполняется 130-лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953).
Предлагаем вашему вниманию композицию, подготовленную музыковедом, ведущим специалистом Концертного отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Анастасия Александрова (по материалам книги: Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М.: Музыка, 1981. – 143 с., ил.).

Презентация. Часть 1.

Сергей Прокофьев – композитор-классик XX века, его творчество – одна из ярчайших страниц мировой музыкальной культуры. Огненный темперамент Прокофьева оказался на редкость созвучен эпохе. Его музыку с энтузиазмом встретили многие молодые композиторы и критики.

И все же новаторское искусство поначалу нелегко находило дорогу к слушателю. Прямые предтечи Прокофьева – композиторы старшего поколения – не сразу увидели в ученике продолжателя лучших традиций национальной культуры. Прокофьев вызывал недоумение у строгой консерваторской профессуры, чопорной публики аристократических петербургских пригородов, американских слушателей и просвещенной художественной элиты Парижа. Его судьба – многотрудный путь артиста, который был велик и неординарен, как в ошибках, противоречиях сложной человеческой натуры, так и в гениальных озарениях.

С самого начала творческого пути Сергей Прокофьев не принимал мир, который воссоздавали в своих произведениях многие его современники – мир хаоса и деструкции, где господствовали настроения мрачной тревоги. Мотивам растерянности, одиночества и бессилия человека он противопоставлял уверенность и убежденность мужественного и жизнелюбивого героя.

Прокофьев постоянно был в центре художественной жизни XX века и хорошо знал многие ее особенности: пестрое мелькание быстро свергаемых идолов, тягу к безумным экспериментам. Нестабильности и переменчивости композитор противопоставил то, что было драгоценным наследием его учителей, – истинное артистическое искусство, дышащее благородной силой. Его музыка исповедовала высокие этические идеалы, которые столетиями вдохновляли лучших представителей русского искусства, – чувство сопричастности жизни России, ее истории, судьбе и великой культуре. Интерес композитора к сюжетам, художественным стилям, фольклору других стран и эпох – то чудесное свойство русских талантов, которое Достоевский называл «всемирной отзывчивостью».

Произведения Прокофьева поражают совершенством и классической выверенностью формы, неукоснительной логикой каждого движения, образной выразительностью. Его музыкальный язык, неповторимый не только в своем сказочном богатстве, но и в краткости, чеканной завершенности, напоминает о Шекспире и Пушкине. И всегда музыка Прокофьева, ставшая классикой, будет удивительно современной. Она рождена XX веком, но устремлена в бессмертие…
Симфония № 5 си-бемоль мажор, I часть

Биография

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 апреля (23 по новому стилю) 1891 года в селе со звонким названием Сонцовка, недалеко от Донецка. Из троих детей Марии Григорьевны и Сергея Алексеевича Прокофьевых выжил всего один – Сережа. Поздний и на редкость одаренный мальчик был горячо любим родителями, платил им такой же горячей и преданной любовью.

Родители были людьми образованными и интеллектуальными. В доме постоянно пополнялась библиотека. Интересы отца будущего композитора были широки и разнообразны, он сам занимался с сыном русским языком, арифметикой, географией и историей. Работая агрономом, принял предложение помещика Сонцова управлять его украинским имением и фактически стал хозяином в тех краях. Мать обладала живым и пытливым умом, любила музыку и иногда по шесть часов в день проводила за роялем.
Одаренность Сергея Прокофьева проявилась очень рано, первым его учителем музыки стала мама. Отныне все интересы семьи были посвящены воспитанию сына – разумному, систематическому, заботливому и требовательному. Возраст пяти с половиной лет отмечен появлением первого сочинения Прокофьева. «Индийский галоп» причудливо отразил детские впечатления от разговоров взрослых, обсуждавших голод в Индии.

  • «Тарантелла» из фортепианного цикла «Детская музыка»

Мария Григорьевна отлично понимала, что любовь к музыке может развиваться, лишь когда занятия интересны. Позже Прокофьев вспоминал: «Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили». Уроки продолжались поначалу не более 20 минут в день и только к 9 годам постепенно увеличились до часа, с непременным обсуждением каждой новой пьесы. Результаты мудрой педагогической тактики дадут о себе знать в самом ближайшем будущем.

В канун XX века Прокофьев впервые прикоснулся к жизни, которая в полной мере откроется ему чуть позднее – тысячекилометровые путешествия, огромные города, большое искусство. Родители решили отметить наступление нового 1900 года поездкой в Москву. Его повели на оперу Шарля Гуно «Фауст», с музыкой которого он был знаком по домашнему исполнению мамы, а балет Чайковского «Спящая красавица» в Большом театре буквально вызвал у мальчика головокружение.

  • П. И. Чайковский, вальс из балета «Спящая красавица».

Поездка в Москву придала жизни Сергея новый смысл: в нее вошел театр с его тайнами, выдумками, прелестью мишуры. В качестве первого шага он решил написать оперу! Скептическое отношение Марии Григорьевны к этой затее ничуть не смутило юное дарование: «…В десять лет я имел собственную точку зрения на музыкальные сочинения и мог ее защищать». Уже в начале лета появилась рукопись оперы «Великан». Первый удачный эксперимент повлек за собой новые попытки. В течение 1901 года написана опера с приключенческим сюжетом «На пустынных островах».

Сын подрастал, о его музыкальном образовании пора было думать всерьез. В декабре 1901 года семья опять отправилась в Москву, на этот раз ради консультации у профессора Московской консерватории, ученика Чайковского – Сергея Ивановича Танеева. Маститый композитор посоветовал пригласить музыканта-профессионала, который проводил бы летние месяцы в Сонцовке, занимаясь с Сережей, и сам подыскал такого педагога. Им стал Рейнгольд Морицевич Глиэр – молодой композитор, только что окончивший консерваторию с золотой медалью.

  • Р.М. Глиэр «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник».

С Глиэром у юного Прокофьева сложились теплые отношения: преподаватель сумел привязать к себе мальчика. Их любимым занятием стали импровизации на рояле. Кроме того, Глиэр знакомил воспитанника с сочинениями отечественных и зарубежных композиторов. И ввел полезную практику – ежемесячно создавать небольшую пьесу. За период с 1902 по 1906 годы накопилось 60 таких пьес. Юному Сергею Прокофьеву пришло время составлять каталог собственных сочинений.

В августе 1904 года Мария Григорьевна повезла сына в Петербург. Детство закончилось рано, вдруг – к моменту поступления в консерваторию рыженький розовощекий мальчик с Украины был уже не просто музыкальным вундеркиндом, а вполне сформировавшейся личностью. Петербург откроет перед ним двери в мир большой музыки, научит мастерству, закалит волю и характер, отшлифует манеры. Но столица не изменит в нем того, что уже было, – на редкость сильной натуры, отзывчивости на все прекрасное и ненависти ко всему примитивному, банальному, бездарному. Разнообразие интересов, умение заниматься множеством дел одновременно – эти качества Прокофьев сохранит на всю жизнь. В детские годы были заложены основы его удивительной человеческой и артистической дисциплины. Здесь неоценима заслуга матери. Она приучила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня?» и «Удовлетворен ли ты тем, что сделал?». Сергей Прокофьев навсегда сохранит потребность трудиться с энтузиазмом подвижника и размеренностью мастерового.

  • Вальс из фортепианного цикла «Детская музыка».

9 сентября 1904 года состоялся вступительный экзамен по специальным предметам в Петербургскую консерваторию. В составе комиссии были именитые композиторы: Николай Андреевич Римский-Корсаков, Анатолий Константинович Лядов, Александр Константинович Глазунов. Экзаменаторам понравилось, как тринадцатилетний абитуриент бегло читает с листа, как точно угадывает звуки и аккорды, как верно поет. Самое сильное впечатление произвела плодовитость юного композитора: четыре оперы, симфония, две сонаты и множество фортепианных пьес.

Прокофьев стал студентом консерватории, однако во время учебы общение молодого музыканта с педагогами складывались непросто. В современной музыке им виделось разрушающее начало, а студенты, в свою очередь, жадно тянулись к новому и яростно противились тому, что им казалось академическим и устарелым. Когда наступит период прочного увлечения новейшей музыкой, творческий радикализм Прокофьева приведет его к сочинению на «два фронта» – для демонстрации в классе и для себя.

  • Соната для фортепиано № 1 фа минор.

18 декабря 1908 года петербуржцы впервые услышали сочинения Прокофьева – пьесы для фортепиано. Помимо сочувственных отзывов, были и восторженные, озаренные талантом композитора.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию как композитор и получил диплом свободного художника, но решил продолжить обучение как пианист. Он поступил в класс прославленной Анны Николаевны Есиповой, которая успешно совмещала преподавание и гастроли в Европе.
Юношеская дерзость столкнулась с непререкаемой волей умудренной опытом артистки. В классе Есиповой Прокофьев освободился от своих недостатков в исполнении – неряшливости, привычки играть неаккуратно, с ошибками. Так складывался блестящий прокофьевский пианизм.

  • Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор, III часть.

В 1910 году семья Прокофьевых лишилась отца – Сергея Алексеевича. Теперь юноша должен был сам заботиться о себе и матери. Началась борьба за признание своих произведений. Этот процесс оказался несравненно более тяжким, чем написание сочинений: музыкальные издательства упорно отказывались их печатать, а известные дирижеры – исполнять.

25 июля 1912 года Прокофьев исполнил свой Первый фортепианный концерт. Премьера прошла блестяще, хотя мнения критиков разделились. Друзья и поклонники восхищенно приняли новое сочинение, враги же громили концерт, называя его «музыкальной грязью» и требуя надеть на автора смирительную рубаху. Отныне каждое новое творение Прокофьева будет встречать обильный поток статей и рецензий, а вокруг его фигуры будет бушевать море разноречивых мнений и споров.

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре-бемоль мажор, I часть.

Весной 1914 года Прокофьев с триумфом окончил консерваторию. Из-за болезни Анны Николаевны Есиповой он практически сам составлял выпускную программу по фортепиано и добился разрешения играть свой Первый концерт. Выпускной экзамен Прокофьева войдет в историю консерватории как триумф сложившегося художника. Он получил самые высокие баллы, стал лауреатом премии имени Антона Григорьевича Рубинштейна и в подарок получил рояль.

После блестящего завершения консерваторского обучения весной 1914 года имя Сергея Прокофьева стало необыкновенно популярным в музыкальном мире. Ему со всех сторон предлагали участие в концертах, крупнейшие издательства печатали его произведения, принимая условия, которые он им ставил. Композитор начал активную концертную деятельность. Знакомство с великим импресарио Сергеем Дягилевым и постоянные контакты с ним еще больше увеличили славу Прокофьева.

16 января 1916 года состоялась премьера «Скифской сюиты» – симфонического произведения, родившегося из музыки отвергнутого Дягилевым балета «Ала и Лоллий». Это сочинение отмечено самым крупным скандалом за всю историю премьер Сергея Прокофьева. «Скифская сюита» даже сегодня поражает неслыханной звуковой мощью и изобретательностью. Ее главная выразительная сила – в ослепительно мощной оркестровке и напоре стремительных ритмов.

  • «Скифская сюита» для большого оркестра. I часть «Поклонение Велесу и Але».

Еще одним проявлением характерных тенденций времени в творчестве Прокофьева стал небольшой цикл из пяти фортепианных пьес, названный «Сарказмами». Это музыкальное выражение темных сил жизни, зла и яда.

  • «Сарказмы».

Одно из центральных произведений богатой творческими достижениями предреволюционной поры – опера «Игрок» по роману Достоевского, которая очень увлекла Всеволода Мейерхольда, сделав его верным поклонником Прокофьева. Параллельно формировалась чудесная прокофьевская лирика – негромкая, трепетная, целомудренная. В 1915 году появилась сказка «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано. Воплощенная в музыке история Андерсена наполнена удивительной теплотой и правдивостью. Композитор очень любил это сочинение.

  • «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано.

В этот же период написаны Пять романсов на стихи Анны Ахматовой с их контрастом солнечных, светлых настроений и мотивов тоски, безутешности. На тонкие, искренние и строгие стихи Прокофьев откликнулся музыкой, полной поэзии и душевности.

  • «Солнце комнату наполнило» на стихи Анны Ахматовой.

Лирические образы в это время обогатили и мир фортепианной музыки Прокофьева.

В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры.

Эти строки из стихотворения Константина Бальмонта подсказали Прокофьеву название цикла фортепианных пьес «Мимолетности». Пестрый хоровод картинок-образов запечатлен с афористической краткостью, просто и изобретательно.

  • Пьеса № 17 из фортепианного цикла «Мимолетности».

Лето 1917 года Сергей Прокофьев провел на даче под Петроградом, работая над Скрипичным концертом и «Классической» симфонией. Затем из-за угрозы оккупации он переехал в Кисловодск и в спокойной обстановке завершил ряд сочинений. Изредка давал авторские концерты, встречался с Федором Шаляпиным.

  • Симфония № 1 «Классическая», III часть «Гавот»