В некоторых выпусках рубрики мы уже говорили об образовательных предметах и занятиях, которым обучали незрячих в разных странах в прошлом. Зрячему человеку тяжело представить даже сейчас, как незрячие или слабовидящие люди действуют в процессе обучения при выполнении сложных задач, например, при письме или рисовании. Как незрячие люди определяют форму, границы и цвета?
Разработки обучения незрячих рисованию не новшество, об этом задумывались и педагоги позапрошлого века.
В 1892 году преподаватель Александро-Мариинского училища для слепых детей С. С. Павловский писал о своём методе обучения рисованию незрячих школьников:
«Занимаясь несколько лет рисованием в школе для слепых без специального пособия по этому предмету, я давно сознавал некоторую односторонность постановки этого важного учебного предмета, что подтверждалось высказыванием нередко слепыми: „Как скучно рисовать“. Это-то меня и заставило составить „Систематический курс рисования для слепых по квадратной рельефной сетке“ и сделать преподавание рисования более интересным и полезным предметом. Составить систематический курс рисования для слепых нелегко: для них предметы или изображения с перспективой недоступны, поэтому круг рисунков очень ограничен; а именно возможно только изображение узоров в одной плоскости, служащих украшением для плоских поверхностей. Кроме того, для слепых доступно при данных пособиях по рисованию проводить линии: прямые – стоячие и лежачие – наклонные и ломанные».
Издание с большой предуведомляющей статьей С. С. Павловского об обучении незрячих рисованию и схемами для рисования оцифровано и доступно с компьютеров библиотеки в базе данных «Библиотека коррекционной педагогики и психологии»: Павловский С. С. Систематический курс рисования для слепых по квадратной рельефной сетке.
Отдел организации фондов и каталогов