Через тернии к звёздам

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения тифлопедагога, заслуженного учителя школы РСФСР Виталия Константиновича Рогушина (1938-2007)

Через тернии к звёздам

В тифлологическом отделе Библиотеки представлена подборка статей, работы, а также биобиблиографический указатель к трудам В. К. Рогушина.

В. К. Рогушин родился в семье военнослужащего  в селении Хороль на Дальнем Востоке. В начале Великой Отечественной войны Рогушина вместе с матерью эвакуировали в Западную Сибирь, а в 1943 году семья перебиралась в город Иваново. После войны семья вновь воссоединилась на месте службы отца в городе Валга Эстонской ССР. Там в 1947 году в возрасте 8 лет Виталий Константинович потерял зрение, подорвавшись на артиллерийском снаряде, оставшемся в расположении части после ведения боевых действий. После расформирования части семья переехала в Ленинградскую область, и в 1949 году В. К. Рогушин пошёл в первый класс Ленинградской школы-интерната для слепых детей.  В школьные годы сформировался его интерес к тифлопедагогике.

В. К. Рогушин (в первом ряду второй слева) в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, 2005 г.

По окончании школы В. К. Рогушин поступил в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена на отделение кафедры тифлопедагогики, где в то время работали известные профессора Б. И. Коваленко, А. И. Зотов. В результате обучения в вузе В. К. Рогушин получил четыре специальности: учителя начальных классов школы для слепых и слабовидящих детей, учителя математики средней общеобразовательной школы, тифлопедагога и специальность учителя физики, которой обучался факультативно. В 1980 году В. К. Рогушин перешёл на научно-педагогическую работу ассистентом на факультете коррекционной педагогики, где продолжал работать в последующие годы.

Подпись В. К. Рогушина на квалификационной работе И. Е. Тарасовой

В своих научных трудах В. К. Рогушин уделял особое внимание методике преподавания физики незрячим школьникам. Рогушин считал, что основным способом объяснения физики должен быть наглядный: он разработал ряд моделей, которые позволили учащимся сформировать представления о таких понятиях в физике, как атомно-молекулярное строение вещества, агрегатное состояние, а также о законах геометрической оптики, ходе лучей в зеркалах и линзах и т.д.    

Приборы для письма шрифтом Брайля, принадлежавшие В. К. Рогушину

Источник: «Тифлопедагог, учёный, исследователь Виталий Константинович Рогушин: Биобиблиографический указатель»

Отдел развития СПб ГБУК ГБСС