«Журнальный зал»

Март 2023

Ноябрь 2022

Авгуcт 2022 

В помощь библиотекарю: обзор профессиональных изданий

Цель нашего сегодняшнего обзора – дать общее представление об отечественной профессиональной периодике и напомнить о некоторых журналах, имеющих отношение к библиотечной сфере. Начинается обзор с профессиональных научных журналов, затем идут журналы, в которых больше внимания уделено практическим сторонам деятельности библиотек, и в завершение – издания для школьных библиотекарей.

Профессиональные журналы ориентированы на библиотеки разных видов и типов: научные, технические, универсальные; муниципальные; детские и взрослые. Они носят теоретический или практический характер и выходят с разной периодичностью. Как правило, в последнем номере журнала есть указатели всех материалов, опубликованных за год. А кроме того, публикуются сведения для потенциальных авторов.

Часть журналов, которые будут упомянуты в нашем обзоре, можно найти в полнотекстовой базе East View (https://www.eastview.com/). Среди них «Библиография и книговедение», «Библиосфера», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Научные и технические библиотеки», «Современная библиотека», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Университетская книга», «Школьная библиотека». Создатель базы, компания «ИВИС» – один из крупнейших российских распространителей печатной периодики, книг, микрофильмов и микрофишей, электронных баз данных периодических изданий и других информационных ресурсов. Она является официальным партнером и эксклюзивным дистрибьютором американской компании East View Information Services, Inc. в России и странах СНГ. Выпускаемые East View продукты стали важной составляющей работы крупнейших библиотек, вузов, коммерческих и государственных предприятий, а также иных структур, заинтересованных в быстрой обработке больших объемов тематической информации. Специалисты этой компании стремятся предоставлять доступ к самым надежным ресурсам, обеспечивать заказчиков только проверенными данными, оперативно доставлять все необходимые клиентам издания и реагировать на актуальные потребности рынка.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих» не первый год подписана на базу East View. В соответствии с темой данного обзора нас будет интересовать Универсальная база данных библиотечного дела и информационного обслуживания, которую можно и нужно использовать в текущей работе и для повышения квалификации. Это первая онлайн-база, которая включает в себя самые важные профессиональные периодические издания на русском языке, посвященные теории и практике библиотечного дела. В ней представлены ключевые библиотековедческие журналы России и Украины. База постоянно обновляется за счет новых номеров и позволяет вести поиск по архиву: вначале идут актуальные журналы; затем – те, чей выпуск временно приостановлен, и наконец закрытые издания. Предназначена база данных для библиотекарей, библиографов, специалистов служб информации и аналитиков.

Теперь поговорим о конкретных журналах. Начнем со старейшего в отечественной профессиональной периодике по библиографии, книговедению и книжному делу — с журнала «Библиография и книговедение», издаваемого Российской книжной палатой с 1929 года. Основные темы: теория, методология и практика информационно-библиографической деятельности, книговедение, информационное обеспечение разных отраслей науки и промышленности, библиотечное дело, статистика печати, культура оформления издания. Журнал информирует читателей о планируемых и разработанных стандартах, нормах и правилах библиографического описания; содержит публикации по терминологии, статистике печати и оформлению изданий, а также по международной стандартной нумерации книг, сериальных изданий и музыкальных произведений. Журнал «Библиография и книговедение» входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденный Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве образования и науки РФ, а также в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Напомним, что Российская книжная палата (РКП), основанная в 1917 году, – первое в мире государственное учреждение, созданное специально для регистрации произведений печати. В РКП направляется определенное количество обязательных экземпляров всех выпускаемых в стране книг, брошюр, журналов, газет (с недавнего времени возможна подача в электронном виде через форму на сайте). В Книжной палате эти издания учитываются и рассылаются по ведущим библиотекам. В декабре 2013 года было принято решение о ликвидации Палаты, а ее имущество передано ТАСС. В настоящее время заканчивается процедура вхождения служб РКП в структуру Российской государственной библиотеки (РГБ). В последнем номере журнала «Библиография и книговедение» за 2022 год его главный редактор, Константин Михайлович Сухоруков, в колонке редактора выразил надежду, что в стенах РГБ журнал если и претерпит изменения, то не в плане содержания, а лишь по части оформления (см. № 5-6, 2022, с. 3).

Научно-практический журнал о библиотечном и книжном деле в пространстве информационной культуры «Библиотековедение» с 1952 года выпускает Российская государственная библиотека. Он посвящен вопросам содержания и организации библиотечно-информационной деятельности и деятельности библиотек как одного из важнейших социальных институтов, рассматривает теорию и практику библиотечного дела в социокультурном контексте во взаимосвязи с гуманитарными и информационными науками на фоне мировых процессов в данных областях знания и технологий. В этом журнале публикуются статьи по истории, педагогике, философии. Он адресован библиотечным и информационным работникам, библиотековедам, книговедам, библиографам, преподавателям, аспирантам, студентам вузов и колледжей культуры и искусств, университетов, а также библиофилам. Включен в Перечень ВАК.

Следующее издание, о котором необходимо сказать, — ежемесячный научно-практический журнал «Научные и технические библиотеки». Он основан в 1961 году, учредитель и издатель — Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ). Появление журнала было обусловлено бурным развитием сети технических и научно-технических библиотек, методическое руководство которой возложили на ГПНТБ. «Научные и технические библиотеки» предназначены для специалистов библиотечно-информационной и родственных отраслей. Издание освещает деятельность библиотек, служб научно-технической информации, вузов культуры и искусств, издательских, книготорговых и других смежных организаций. На его страницах публикуются статьи по всем направлениям библиотечно-информационной деятельности, таким как информационные технологии, теория и методология, терминология, история библиотек, повышение квалификации и непрерывное образование кадров, книговедение, а также аналитические обзоры и рецензии на новинки профессиональной литературы. Входит в Перечень ВАК.

Журнал «Библиосфера» учрежден Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения РАН – самой большой научно-технической библиотекой за Уралом – и утвержден 23.09.2004 Президиумом СО РАН. Это первый в Сибири научный и научно-практический журнал по проблемам библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиотечной информатики и смежных наук, а также наукометрии. В нем можно найти результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, описания передового опыта в названных областях, сведения об итогах работ, проведенных с использованием наукометрических и библиометрических методов. Кроме того, журнал содержит оригинальные научные статьи, обзоры и дискуссии, а также рецензии на заслуживающие внимания монографии, учебники и учебные пособия. Журнал «Библиосфера» включен в Перечень ВАК.

Информационно-аналитический журнал «Университетская книга» (учредитель и издатель — ООО «ИД Университетская книга») – отраслевое периодическое издание, созданное в 1996 году, основной целью которого является освещение вопросов издания и распространения учебной и научной литературы, образовательных процессов, проблем чтения и формирования библиотечных фондов, развития книжного рынка, внедрения инновационных технологий и электронных ресурсов, работы информационно-библиотечных центров и поддержки малотиражных изданий. В журнале – свыше 20 рубрик по основным отраслевым сегментам: книгоиздание и книгораспространение, образование и инновационные технологии, библиотеки и информационно-культурные центры, и т.д. Центральное место занимает рубрика «Действующие лица», где публикуются интервью видных ученых, политиков, бизнесменов, глав министерств и ведомств, топ-менеджеров разных компаний. Журнал инициирует многочисленные отраслевые конференции и профессиональные «круглые столы» – офлайн и в интернет-формате.

«Университетская книга» предлагает читателям электронную рассылку с новостями об образовательной, культурной, библиотечной и издательской жизни; со статьями из свежих номеров, интервью библиотекарей, издателей, писателей, а также с анонсами событий.

Журнал «Библиотечное дело» с 2003 года выпускает Агентство «Информ-планета» (сейчас издательство временно закрыто) вместе с Российской национальной библиотекой (РНБ). Это специализированное научно-практическое издание, предназначенное для работников библиотек всех типов; сотрудников архивов и информационных центров; преподавателей, студентов и аспирантов профильных вузов и техникумов; сотрудников музеев и библиотечных коллекторов, а также для всех, кто любит книги и работает с ними. В журнале освещаются современные библиотечно-информационные технологии (работа с электронными базами данных и проблемы рекаталогизации), даются обзоры сетевых ресурсов и уроки информационного анализа, поднимаются вопросы электронной доставки документов и защиты информации. У каждого номера есть главная тема, например, № 18 за 2020 год посвящен столетию Российской государственной библиотеки для слепых.

Журнал «Современная библиотека» с 2009 года выпускает Издательский консалтинговый центр «Современная библиотека». Он позиционирует себя как научно-практический журнал о библиотеках, чтении и книге, а своей задачей считает обеспечение актуальной информацией специалистов, работающих в учреждениях сферы культуры и образования, а также научное и научно-методическое сопровождение их деятельности. Принципы работы редакции: актуальность, открытость и доступность информации; наличие обратной связи.

Переходим к журналам, которые выпускает первое в России массовое специализированное библиотечное издательство «Либерея». Оно возникло на постсоветском пространстве в 1991 году, название происходит от латинского liber – книга. Именно так называлась легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой был царь Иван Грозный. Рассмотрим три журнала издательства «Либерея»: «Библиотека», «Библиополе» и «Независимый библиотечный адвокат». К сожалению, все они выходят только в бумажном варианте.

«Библиотека» – общероссийский массовый профессиональный журнал, посвященный библиотечному делу. Основан в 1910 году Русским библиографическим обществом. Освещает специфику работы библиотек разных видов; проблемы социологии чтения, фондоведения, подготовки и повышения квалификации библиотечных работников, внедрения новых технологий, библиотечного краеведения. Публикует материалы по истории и теории библиотечного дела. На страницах этого журнала широко представлены статьи о массовой работе библиотек. Старейшее профессиональное издание продолжает оставаться для большинства наших коллег одним из главных источником информации в библиотечной сфере. И одновременно – открытой и доступной площадкой для выражения идей, позиций, мнений. Среди авторов – представители всех звеньев отрасли: сотрудники федеральных, муниципальных и сельских библиотек, ведомственных структур и учреждений культуры; преподаватели профильных вузов. Круг освещаем тем широк:
– внедрение Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки;
– правовые аспекты библиотечного дела;
– работа с читателями, имеющими ОВЗ; деятельность библиотек для слепых (журнал «Библиотека» — своеобразный чемпион по публикациям на данную тему);
– оптимизация библиотечной отрасли;
– позиционирование библиотеки в виртуальном пространстве;
– электронные ресурсы;
– библиотечное краеведение;
– библиотуризм;
– новые направления в профессии библиотекаря;
– повышение квалификации;
– пути поиска внебюджетных средств;
– методические рекомендации и помощь в создании индивидуального стиля библиотеки;
– социальное партнерство.

Журнал «Библиополе» выходит с 2001 года и освещает проблемы деятельности муниципальных библиотек, связанные с финансированием, реорганизацией, кадровым обеспечением, ведением собственных проектов, развитием партнерских отношений со СМИ и местной администрацией. В основном, он ориентирован на практическую работу. В центре внимания – вопросы оптимизации и пополнения бюджета, позиционирования библиотеки в обществе, планирования ее деятельности, а также оценки эффективности коллектива и исследования читательских вкусов; создание традиционных, интерактивных и необычных выставок; подготовка информационной продукции; рекомендации по созданию функционального рабочего пространства; повышение квалификации и благоприятный климат в коллективе.

«Независимый библиотечный адвокат» – специализированный юридический журнал, предназначенный для работников библиотек всех систем и ведомств. Выходит с 2000 года. Представляет интерес и для широкого круга читателей. Пользуется спросом у специалистов, работающих в сфере культуры, образования и социальной защиты, а также у студентов. Совмещает функции прикладного практического издания по правовой деятельности библиотек, дискуссионного научно-теоретического печатного органа и сборника профильной юридической документации.

Правовую информацию можно найти в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры». Это ведущий специализированный журнал, посвященный вопросам управления в сфере культуры, который издается с 2002 года. В каждом номере – эксклюзивная информация о финансовых, налоговых, инвестиционных и прочих аспектах административно-хозяйственной деятельности учреждений культуры.

«Школьная библиотека» – издаваемый с 2000 года профессиональный информационно-методический журнал для специалистов, организующих библиотечное обслуживание детей и юношества. Официальный печатный орган общероссийской общественной организации «Ассоциация школьных библиотекарей русского мира» (РШБА). Основные рубрики: «Культура чтения», «Повышаем квалификацию», «В объективе – регион», «Конференции, совещания, материалы», «Библиограф рекомендует», «Сценарии» и другие. Журнал обеспечивает информационно-методическое сопровождение процессов модернизации российских школьных библиотек. На его страницах публикуются оперативные сведения о ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие образования в Российской Федерации», стенограммы заседаний и «круглых столов», материалы конференций, интервью.

Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» (выходит с 2013 года, учредитель и издатель – ООО «Библиомир») публикует материалы о поддержке и методическом обеспечении развития школьных библиотек, повышения квалификации их специалистов, а также практико-ориентированные материалы, включающие в себя: обзоры, списки, методические статьи, описания опыта массовой работы школьных библиотек, их межведомственного взаимодействия и партнерства; советы по составлению программ развития библиотеки, идеи для будущих проектов. Особо стоит выделить материалы о новых документах, ресурсах рекомендательной библиографии, современных детских книгах – как их читать и как с ними работать, а также о семейном чтении, профориентационной работе. Электронная версия выпусков журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра» за 2013-2018 годы доступна на сайте издательства «Библиомир» (http://www.bibliomir.com/Archive-Of-Numbers.php)

Многие, но не все из рассмотренных журналов имеют электронные версии. Помощником в поиске электронных вариантов статей может быть не только база East View, но и открытые интернет-источники, eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/), КиберЛенинка (https://cyberleninka.ru/), сайты некоторых изданий (к сожалению, далеко не всех). В связи с этим стоит упомянуть недавно появившийся ресурс, задуманный как единая точка доступа к научным журналам по библиотековедению – Портал научных журналов: Научные периодические издания по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (https://libs.elpub.ru/). Решение о его создании было принято на Всероссийском библиотечном конгрессе в мае 2022 года. На портале представлены журналы «Библиотековедение», «Библиосфера», «Библиотечно-информационный дискурс», «Наука и научная информация», «Научные и технические библиотеки», «Труды ГПНТБ СО РАН». Они объединились, чтобы усилить возможности сотрудничества, единой системы поиска, быстрого перехода к статьям и, как следствие – увеличить количество взаимных цитирований.

Надеемся, этот небольшой обзор поможет вам, коллеги, сориентироваться в профессиональной периодике.

Журналы, упомянутые в обзоре:

  • Библиография и книговедение: научный журнал по библиографоведению и книговедению / учредитель Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР–ТАСС)» ; издатель ИТАР–ТАСС, филиал «Российская книжная палата» ; главный редактор К. М. Сухоруков. — 1929 — Москва, 2022 — 240 с.— Выходит 6 раз в год. — ISSN 2411-2305. — Текст : непосредственный.
  • Библиополе / Общество с ограниченной ответственностью Библиотечный информационно-издательский Центр «Либерея-Бибинформ» ; ответственный за выпуск О. Бородин. — 2001 — Москва, 2023 — 80 с. —Текст : непосредственный.
  • Библиотека / Общество с ограниченной ответственностью Библиотечный информационно-издательский Центр «Либерея-Бибинформ» ; заместитель главного редактора О. Бородин. — 1910 — Москва, 2023 — 80 с. — ISSN 0869-4915. — Текст : непосредственный.
  • Библиотековедение : научно-практический журнал / Учредитель и издатель ФГБУ «Российская государственная библиотека», Издательство «Пашков дом» ; главный редактор А. Ю. Самарин. — 1952 — Москва, 2022 — 80 с. — ISSN 0869-608X — Выходит 6 раз в год. — Текст : непосредственный.
  • Библиотечное дело / Издатель ООО «Агентство Информ-Планета» ; главный редактор Т. А. Филиппова. — 2003 — Санкт-Петербург, 2023 — 44 с. — ISSN 1727-4893 — Выходит 24 раз в год. — Текст : непосредственный.
  • Библиосфера : научный журнал / Учредитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) ; главный редактор О. Л. Лаврик. — 2005 — Новосибирск, 2022 — 130 с. — ISSN 1815-3186 — Выходит 4 раза в год. — Текст : непосредственный.
  • Библиотечно-информационный дискурс : научное рецензируемое периодическое издание / Государственное учреждение «Белорусская сельскохозяйственная библиотека им. И. С. Лупиновича» Национальной академии наук Беларуси ; главный редактор И. Ф. Богданова. — 2021 — 76 с. — ISSN 2791-2841 (Online) — Выходит 2 раза в год.— URL: https://lid.belal.by/jour/index (дата обращения: 02.10.2014) — Текст : электронный.
  • Наука и научная информация : ежеквартальный научный рецензируемый журнал / НП «НЭИКОН» ; главный редактор И. К. Разумова. — Выходит 4 раза в год. — 2018 — Москва, 2022. — 78 с. — ISSN 2658-3143 (Online) — URL: https://www.neiconjournal.com/jour (дата обращения: 02.10.2014) — Текст : электронный.
  • Научные и технические библиотеки: рецензируемый научно-практический журнал / учредитель и издатель Государственная публичная научно-техническая библиотека ; главный редактор Я. Л. Шрайберг. — 1961 — Москва, 2023 — 174 с. — ISSN 0130-9765 — Выходит 12 раз в год. — Текст : непосредственный.
  • Независимый библиотечный адвокат / Общество с ограниченной ответственностью Библиотечный информационно-издательский Центр «Либерея-Бибинформ». — 2000 — Москва, 2023 — 94 с. — ISSN 1608-4071. — Текст : непосредственный.
  • Современная библиотека : научно-практический журнал о библиотеках, чтении и книге / Издательский консалтинговый центр «Современная библиотека» ; главный редактор Л. А. Казаченкова. — 2009 — Москва, 2023 — 96 с. — ISSN 2072-3849. — Выходит 10 в год. — Текст : непосредственный.
  • Справочник руководителя учреждения культуры / учредитель ООО КФЦ «АКТИОН»; издательство: ООО «Актион-МЦФЭР» ; главный редактор М. В. Соловова. — 2002 — Москва, 2023 — 112 с. — ISSN 1727-6772 — — Выходит 12 в год. — Текст : непосредственный.
  • Труды ГПНТБ СО РАН : ежеквартальный рецензируемый журнал / Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук ; главный редактор Е. Б. Артемьева. — Выходит 4 раза в год. — Новосибирск, 2022 — ISSN 2618-7515 (Print) ; ISSN 2712-7915 (Online). — URL: https://proceedings.gpntbsib.ru/jour (дата обращения: 02.10.2014) — Текст : электронный.
  • Университетская книга / учредитель ООО «ИД Университетская книга»; главный редактор Бейлина Е. — 1996. — Москва, 2023. — 80 с. — ISSN 1726-6726 — Выходит 10 раз в год. — Текст : непосредственный.
  • Школьная библиотека : информационно-методический журнал / Издатель Ассоциация школьных библиотекарей русского мира ; главный редактор Т. Д. Жукова. — 2000 — Москва, 2023 — 80 с. — ISSN 1680-2748 — Выходит 12 раз в год. — Текст : непосредственный.
  • Школьная библиотека: сегодня и завтра : журнал / учредитель и издатель ООО «Библиомир» ; главный редактор Т. Ю. Дрыжова. — 2013 — Москва, 2022 — 56 с. — ISSN 2308-8273 — Выходит 12 раз в год. — Текст : непосредственный.

Обзор подготовила библиограф Информационно-библиографического отдела СПб ГБУК ГСЦБС М.А. Муляр

Библиотеки для слепых и не только: создание безбарьерной среды, инклюзия, социальное партнерство, волонтеры в библиотеке (обзор профессиональной прессы, 2021-2022)

Темы, которым посвящен наш обзор, буквально «витают в воздухе»: безбарьерная среда, инклюзия, тифлокомментирование, социальное партнерство, добровольческая деятельность в библиотеках. Работа в этих направлениях ведется не только в специальных учреждениях для слепых, поэтому мы уделили внимание деятельности самых разных структур и институций страны.

В 2022 году в профессиональных журналах вышли сразу две статьи сотрудников Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), где отражены названные темы.
В статье Ольги Ивановны Квочкиной (Квочкина, О. И. Новый дизайн: большие возможности // Современная библиотека. 2022. № 5 (125). С. 45-50) СПб ГСЦБС представлена как крупнейший городской инклюзивный центр.
Михаил Назаров в своей статье (Назаров, М. В. Запускаем «колесо бренда»: комплексный подход к продвижению бренда библиотеки как инклюзивного пространства // Библиотека. 2022. № 4. С. 8-12) делает упор на реализацию инклюзивных программ и проектов, а также на использование современных маркетинговых инструментов для продвижения собственного бренда библиотеки среди уже имеющихся и потенциальных читателей СПб ГСЦБС.

О социальном партнерстве Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) с библиотеками для слепых рассказывает статья «Цифровой багаж библиотеки» (Ваганова, И. А. Цифровой багаж библиотеки: совершенствуем информационные сервисы // Библиотечное дело. 2022. № 8. С. 15-18). В рамках специального проекта для слепых и слабовидящих выпущены два альбома, которые позволяют незрячим людям совершить виртуальный визит в театр. Первый альбом (2015), посвященный спектаклю «Дядя Ваня», был проектом двух специальных библиотек – РГБИ и СПб ГСЦБС, а также театра «У Никитских ворот» (Москва). Второй альбом (2019) посвящен пьесе «Горе от ума» в постановке Малого театра (Москва) и реализован совместно с театром, РГБИ и Российской государственной библиотекой для слепых (РГБС).

Иркутская областная специальная библиотека для слепых с 2019 по 2024 годы участвует в социально ориентированном проекте «Библиотека для власти, общества, личности», который также называют «Большим проектом» (Что такое «Большой проект — 2021»? / Л. А. Сулейманова, Н. В. Савинская, Г. Х. Каримова [и др.] // Современная библиотека. 2022. № 5 (125). С. 60-75). Он включает в себя подпроекты, один из которых – «Доступный мир» – ориентирован на людей с ОВЗ. Его и курирует библиотека.

Интересные примеры сотрудничества с очень разными организациями показывает калужская Областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского. Она работает и с Калужской епархией (Коновалова, М. П. Помочь незрячему найти дорогу к храму: духовное просвещение читателей / М. Коновалова, В. Кравцова // Библиотека. 2022. № 2. С. 48-53) и с областной администрацией (Ильяшевич, Г. Защищая – просвещать!: ЦПИ для особых пользователей // Библиотека. 2022. № 9. С. 62-66). В первом случае речь идет о работе Центра православного чтения при библиотеке, во втором – о Центре правовой информации, созданном для повышения юридической грамотности населения Калужской области, в особенности – людей с ограниченными возможностями здоровья. На базе центра предоставляются услуги МФЦ и справочная правовая информация.

Социальное партнерство — главная тема статьи «Помогать, так вместе» (Куклина, Э. Помогать, так вместе: опыт социального партнёрства / Э. Куклина, О. Коннычева // Библиотека. 2022. № 5. С. 29). Она знакомит с совместной деятельностью Нижегородской центральной специальной библиотеки для слепых и Нижегородской областной организации ВОС (в том числе ее районных отделений), Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива», Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» и с членами Территориальных общественных самоуправлений. Это преимущественно жители категории 50+, имеющие проблемы со зрением. Все партнеры библиотеки одновременно являются ее целевой аудиторией. В этом же качестве выступают образовательные учреждения – Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей и Школа-интернат № 2 Нижнего Новгорода.

Главная тема статьи Ирины Бирюковой (Бирюкова, И. «Увидеть», понять и прочувствовать...: проблемы внедрения актуальной услуги // Библиотека. 2022. № 3. С. 65-67) – партнерство с учреждениями культуры в области тифлокомментирования. Тверская библиотека для слепых им. М.И. Суворова делится своим опытом, уделяя внимание проблемам финансирования. Когда финансирование по гранту завершено, и деятельность прекращается, ищут другого грантодателя, новый грант и т.д. В этой же статье рассказывается о привлечении к тифлокомментированию волонтеров: методический отдел «Суворовки» создает новый модуль обучающего практикума по специализации тифлокомментатор-волонтер.

Упор на том, что тифлокомментирование – важная часть работы читателями –инвалидами по зрению, сделан в статье «С почтением к старине» (Гришанина, В. С. С почтением к старине: здесь живет история края / В. С. Гришанина, О. В. Самойлова // Библиотека. 2022. № 6. С. 59-61). В ней раскрывается опыт работы Курской областной специальной библиотеки для слепых им. В.С. Алехина по сохранению исторических традиций края и популяризации творчества земляков на примере «говорящей» выставки «С почтением к старине» и выездных экскурсий к объектам культурного наследия, доступных, в том числе людям с нарушениями зрения и сопровождающихся тифлокомментариями, подготовленными сотрудниками библиотеки.

Автор материала «Все краски этого мира» (Панин, А. Все краски этого мира: визуальный образ заменяем словом // Библиотека. 2022. № 3. С. 61-64) – редактор Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых. Он дает не только информацию о деятельности своей библиотеки в части тифлокомментирования, но и рассказывает о волонтерском проекте «Опиши мне», посвященном созданию описаний изображений для незрячих и слабовидящих людей.

Подготовка и проведение мероприятий по интерактивному погружению в мир незрячих – тема статьи, знакомящей с проектом, которые осуществили коллеги из Пензы (Сиротюк, О. В. В лабиринтах чувств // Современная библиотека. 2022. № 6 (126). С. 72-74). Проект «Перекресток чувств» предоставляет участникам возможность узнать, как работают наши органы чувств, особенно когда мы лишаемся главного источника информации – зрения. Его разработали и воплотили в жизнь сотрудники отдела «Специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих» Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

Хорошим примером работы библиотек с маломобильными группами населения является опыт Сахалинской областной универсальной научной библиотеки (СахОУНБ) (Ким, Е. А. Библиотека безграничных возможностей: работа с маломобильным населением // Библиотечное дело. 2022. № 13. С. 33-36). В статье дан обзор деятельности по библиотечно-информационному обслуживанию пользователей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе незрячих и слабовидящих), как одного из приоритетных направлений СахОУНБ. Отмечено, что работа с маломобильным населением изменила мировоззрение и библиотечных специалистов, и самих пользователей, что особенно важно: постепенно пришло понимание, что нужно отходить от проведения мероприятий отдельно для пользователей с ограниченными возможностями здоровья и переходить к инклюзивным вариантам работы.

Поиск партнеров, спонсоров или благотворителей для бюджетных учреждений – непростая задача в рамках деятельности библиотеки. Автор статьи «На коллег надейся, но и сам не плошай» (Филатова, А. На коллег надейся, но и сам не плошай: как найти союзников для любого мероприятия // Библиополе. 2022. № 7. С. 27-29) дает свой ответ на вопрос, как действовать, чтобы потенциальные союзники увидели сильные стороны библиотеки и отозвались на ее предложение о сотрудничестве. Рекомендации основаны на опыте работы библиотеки № 171 (Москва), а также Объединения культурных центров Юго-Западного административного округа Москвы.

Интересный пример партнерства приведен в статье «Связной между двумя мирами», посвященной профориентации детей с ОВЗ (Аракчеева, Н. Связной между двумя мирами: профессия глухой экскурсовод // Библиотека. 2022. № 6. С. 56-58). Выбор будущей профессии – серьезная жизненная задача. Особенно она важна для детей с нарушениями слуха, так как мир глухих практически не пересекается с миром слышащих людей. Связующим звеном здесь являются дети CODA (Children of Deaf Adults; дети глухих родителей), владеющие русским жестовым языком (РЖЯ) с ранних лет. Проект «Как стать экскурсоводом» разработан при участии сотрудников Российской государственной детской библиотеки, реализован в 2020-2021 гг. некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» в партнерстве с некоммерческой организацией «Слышащие дети в семье глухих». Он помогает детям познакомиться с очень востребованной профессией – «глухой экскурсовод» – и попробовать свои силы на практике. Уникальность таких экскурсоводов в том, что они не используют калькирующую жестовую речь, как делают переводчики РЖЯ, а рассказывают историю на понятном глухим людям языке межличностного общения, знают необходимые термины и могут их разъяснить. Проект состоит из трех этапов и направлен на встраивание детей с нарушениями слуха в активный социум.

Практика показывает, что библиотека может динамично развиваться, реализуя системные проекты, охватывающие разные институции. Например, некоммерческие организации могут выступать и как финансовый агент (получатель грантов), и как системообразующий драйвер инноваций. Статья главного библиотекаря, специалиста по социальному проектированию Иркутской областной детской библиотеки (Ходина, Е. Ю. На одной волне с НКО // Современная библиотека. 2021. № 10 (120). С. 36-39) является тому подтверждением. Проведенный автором анализ проектов, ставших победителями конкурсов Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив, показывает эффективность сотрудничества библиотек и НКО, рассматриваемых в качестве перспективного партнера, особенно при работе с детьми и подростками.

Еще один пример успешного сотрудничества – совместная работа Библиотеки семейного чтения им. Г. Михасенко (библиотека № 1; Братск) и некоммерческой организации в проекте «Центр гармоничного развития “ЗАХАРиЯ”» – победителе специального конкурса Фонда президентских грантов по направлению «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» в 2020 году. В статье (Кушнерчук, Е. Г. «ЗАХАРиЯ» – инклюзивный центр для детей // Современная библиотека. 2022. № 7. С. 65-67) раскрыты цели проекта и этапы его реализации, подведены итоги, сделан вывод о необходимости продолжать работу в данном направлении, отмечена важность привлечения в подобные проекты волонтеров (например, при работе с маломобильными группами населения).

Активисты по всему миру решают целый ряд общественных проблем. Масштабирование их деятельности рождает потребность в научном анализе, который в России проводили социологи, педагоги и психологи. Однако на базе учреждений культуры соответствующие наблюдения проводятся не в полной мере. Это стимулировало сотрудников Объединения культурных центров Юго-Восточного административного округа Москвы заняться выявлением специфики волонтерской работы в библиотеках округа (Чуев, С. «Люблю общаться и помогать...»: штрихи к портрету волонтера / С. Чуев, Вс. Чернявский, А. Плахова // Библиополе. 2022. № 8. С. 9-13). В рамках исследования была разработана анкета «Реализация добровольческой деятельности на базе библиотек Юго-Восточного округа Москвы» из 21 вопроса. Охват – 208 респондентов (все действующие волонтеры). Согласно этому исследованию, типичный портрет волонтера таков: девушка в возрасте до 25 лет, обучающаяся на 4-м курсе вуза и проживающая на территории Юго-Восточного округа Москвы; имеющая должный уровень мотивации, чтобы саморазвиваться и приносить пользу обществу. Добровольцы реализуют социальные проекты, инициируют мероприятия, помогают обустраивать библиотеки; принимают участие в разработке и тестировании экскурсий, организации локальных и городских акций. Многое из названного осуществляется в партнерстве с творческими объединениями, клубами, учебными заведениями, театрами, НКО и общественными организациями, государственными учреждениями и коммерческими предприятиями. По мнению авторов статьи, интеграция волонтерских практик в деятельность библиотек позволяет создать сильное и сплоченное сообщество, организовать пространство, привлекательное для самого широкого круга пользователей. В то же время добровольчество способствует повышению уровня социальной активности молодых людей, развитию у них позитивных личностных качеств и росту возможностей.

Если в предыдущей статье типичная фигура волонтера – девушка, то в следующей перед нами – опыт работы библиотеки с волонтерами «серебряного возраста» (Нечаева, В. Н. Где искать ключи к долголетию: развиваем «серебряное волонтерство» // Библиотечное дело. 2022. № 5. С. 37-38). В ней раскрыты основные направления деятельности Многофункционального центра активного долголетия (МЦАД), функционирующего на базе Центральной городской библиотеки Ангарска. Актуальным начинанием МЦАД в 2021 году стало привлечение в центр «серебряных волонтеров». Это частные лица, пенсионеры, которые являются благополучателями услуг МЦАД по другим направлениям и одновременно – полезными помощниками: специалистами, готовыми безвозмездно оказать услуги другим посетителям центра.

Конкретные методические рекомендации для волонтеров-организаторов музыкально-литературных вечеров в библиотечном формате дает в своей статье волонтер авторского методического и творческого проекта «Шелест литературно-музыкальных страниц», реализуемого в библиотеках Москвы (Михайлов, И. Е. Музыкально-литературный вечер в библиотеке: советы волонтерам // Библиотечное дело. 2021. № 22. С. 23-25.).

Еще одна важная тема, неразрывно связанная с предыдущими, – образ человека с ОВЗ в художественной литературе и средствах массовой информации.
Журнал «Школьная библиотека» напечатал в последнем номере 2021 года статью (Зиман, Л. Я. Проблема инклюзии детей с ограниченными возможностями в произведениях детской литературы // Школьная библиотека. 2021. № 12. С. 17-22), где анализируются произведения классической и современной литературы с точки зрения отражения в них темы инклюзии: «Слепой музыкант» В. Короленко, «Дом, в котором...» Мариам Петросян, «Переселенцы» и «Гуттаперчевый мальчик» Дмитрия Григоровича, «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Класс коррекции» и «Полоса отчуждения» Екатерины Мурашовой, «Проволочные вожди» Эдуарда Кочергина, «Без семьи» Гектора Мало.

Особенности освещения событий с участием инвалидов в российских СМИ (К вопросу о портрете инвалида в СМИ / В. С. Собкин, Г. Д. Емелин, З. Г. Николаева [и др.] // Художественное образование и наука. 2021. № 4 (29). С. 178-186) раскрыты в статье, подготовленной по результатам исследования и опубликованной в научном журнале «Художественное образование и наука» (доступно в elibrary.ru: https://elibrary.ru/item.asp?id=47388614). Полученные данные рассмотрены в четырех ракурсах:
– отражение социально-демографических характеристик инвалидов в СМИ;
– основные темы, которым посвящены публикации про инвалидов;
– активность инвалидов, описываемая в СМИ;
– общая эмоциональная окраска новостных статей об инвалидах.

Эта же тема оказалась в центре внимания участников круглого стола «Особый разговор»: создание позитивного образа человека с инвалидностью в СМИ», состоявшегося в апреле 2022 года в Свердловской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (Арсентьева, В. В. Пресса о незрячих: два круга дискуссии: беседуют читатели, журналисты, библиотекари // Библиотека. 2022. № 7. С. 70-73). На нем обсуждались проблемы инклюзивной журналистики: как правильно писать о людях с инвалидностью, что и почему не получается, как создаваемый СМИ образ может позитивно либо негативно влиять на восприятие человека с инвалидностью, например, при трудоустройстве (мнение работодателя), получении образования и просто во время общения с людьми на улице. В мероприятии приняли участие действующие и будущие журналисты; работники учреждений культуры, образования и социальной защиты населения; представители некоммерческих общественных организаций, а также люди с инвалидностью.

Надо отметить, что материалов на рассмотренные темы гораздо больше, чем вместил этот небольшой обзор. Желающие расширить кругозор в данном направлении могут обратиться к ресурсам, создаваемым нашим Информационно-библиографическим отделом в Электронном каталоге нашей библиотеки.

Обзор подготовила библиограф информационно-библиографического отдела СПб ГБУК ГСЦБС М.А. Муляр

Литературные премии 2021-2022

Надо сказать, что литературных премий много. Еще больше произведений, которые стали их лауреатами. Поэтому охватить всё нереально. Обзор посвящен самым значимым и интересным негосударственным премиям России. Об одних премиях и произведениях, ставших номинантами и лауреатами, мы поговорим подробно, о других дадим краткую информацию. Список изданий, упомянутых в обзоре, прилагается.

Итак, начнем с главной российской премии. «Большая книга» появилась в 2005 году и присуждается за лучшее произведение прозы на русском языке. В конкурсе могут участвовать как опубликованные работы, так и рукописи любых прозаических жанров, включая мемуары, жизнеописания, иную документальную прозу.

Сначала формируется «длинный список», не имеющий ограничений по количеству. Затем – «короткий» (список финалистов), который включает от 8 до 15 работ из «длинного списка». По каждому произведению принимается коллегиальное решение, при этом за включение должно высказаться большинство экспертов Совета. До 31 мая список объявляется советом и публикуется на официальном сайте премии. Жюри, образованное членами Литературной академии, определяет победителя путем голосования. После объявления списка финалистов начинается читательское голосование. Первые три работы, получившие максимальное количество баллов от читателей, награждаются памятными статуэтками.

9 декабря 2021 года назвали победителей «Большой книги» 2020-2021:

  • первая премия – Леонид Юзефович за роман «Филэллин»;
  • вторая премия – Майя Кучерская за книгу «Лесков: Прозёванный гений»;
  • третья премия – Виктор Ремизов за книгу «Вечная мерзлота».

Филэллин – значит «любящий греков». В 1820-х годах так называли тех, кто сочувствовал борьбе греческих повстанцев с Османской империей или принимал в ней непосредственное участие. Филэллином, как отправившийся в Грецию и умерший там Байрон, считает себя главный герой романа Леонида Юзефовича – отставной штабс-капитан Григорий Мосцепанов. Персонаж вымышленный, однако он участвует в реальных событиях того времени. Это скорее вариации на исторические темы, чем традиционный исторический роман. Интрига завязывается на Нижнетагильских заводах, продолжается в Екатеринбурге, Перми, Царском Селе и Таганроге, затем из России переносится в Нафплион и Александрию, а завершается в Афинах, на Акрополе. Среди ведущих героев романа – Александр I, баронесса-мистик Юлия Криднер, египетский полководец Ибрагим-паша, другие реальные фигуры.

Произведения Николая Лескова читали все, но знакомы с двумя-тремя текстами. Названный Львом Толстым «писателем будущего», самый недооценённый русский классик XIX столетия и человек-скандал прокладывал себе путь в стороне от исхоженных дорог русской словесности и сознательно выламывался из привычных схем, будто нарочно делая всё, чтобы перед ним закрылись двери гостиных и редакций, а его книги не встретились с читателем. С Крестовским посещал петербургские трущобы, с Чеховым – злачные места. Недоучившийся гимназист, на государственной службе он вырос от письмоводителя до члена министерского Ученого комитета, при этом ненавидел и нигилистов, и обер-прокурора Синода Победоносцева. Современники подозревали Лескова в связях с тайной полицией, а пролетарии считали своим. Любя всё диковинное и яркое в жизни и литературе, он сконструировал собственный сочный лексикон, тем самым предвосхитив авангардные эксперименты с языком начала ХХ века.

Книга Майи Кучерской, написанная на грани документальной и художественной прозы, созвучна произведениям ее героя – непревзойденного рассказчика, очеркиста, писателя, очарованного странника русской литературы.

В «Вечной мерзлоте» Виктор Ремизов, как и в двух своих предыдущих книгах, обращается к Сибири. Роман основан на реальных событиях. Полторы тысячи километров железной дороги проложили в 1949-1953 годах заключенные – с севера Урала в низовья Енисея, по тайге и болотам. «Великая Сталинская магистраль» (Трансполярная) оказалась ненужной, как только умер ее идейный вдохновитель, но за четыре года поглотила огромные ресурсы, самыми ценными из которых были человеческие жизни и судьбы. Произведение построено как история нескольких семей и рассказывает о любви, мощи и красоте человека, становлении личности в переломный момент, противостоянии и сосуществовании человека и природы.

«За вклад в литературу» наградили коллектив Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.
Приз читательских симпатий получила Наринэ Абгарян за роман «Симон» (2083 голоса), затем следуют «Риф» Алексея Поляринова (1449 голосов) и «Сад» Марины Степновой (1185 голосов).

В маленьком армянском городке умирает каменщик Симон. Он прожил долгую жизнь, пользовался уважением горожан, но при этом был известен бесчисленными амурными похождениями. Чтобы проводить Симона в последний путь, в его доме собираются все женщины, которых он когда-то любил. У каждой – своя история. Как и все книги Наринэ Абгарян, это роман о любви, полный трагикомедии и мудрой доброты.

Сюжетная основа романа «Риф» Алексея Поляринова – история трёх девушек, чьи жизни вдруг переплетаются благодаря одному человеку. Нет, это не книга про любовь, хотя и на очень популярную сегодня тему психологического насилия в отношениях, детских травм, одиночества в толпе и попыток из всего этого выбраться.
Человек взрослеет и сталкивается с опытом умолчаний – о травмах в семьях, профессиональных коллективах, среди друзей. Умолчаний о том, что насилие – это насилие, а сопротивление ему – нормальная реакция. Герои Поляринова подходят к злу очень близко. На такое расстояние, когда лицом к лицу лица не увидать. И это лицо начинает казаться самой любовью. Страшно? нет. Просто иллюзий становится меньше. И взрослая жизнь с ее размытыми контурами правды подминает тебя, убеждая быть как все.
В «Рифе» есть сильная линия триллера и мистическая составляющая, связанная с верованиями русского Севера. Это многослойный роман, из которого каждый возьмет что-то свое. Любой может натолкнуться на РИФ, но в конце концов важно лишь то, как мы переживем столкновение.

«Сад» – новый роман Марины Степновой, автора бестселлера «Женщины Лазаря» (премия «Большая книга»), романов «Хирург», «Безбожный переулок» и сборника «Где-то под Гроссето». Середина XIX века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем нежданный ребенок – девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, она ведет себя как абсолютно независимый человек. Сама принимает решение, когда родиться и заговорить; как вести себя, чем увлекаться, кого любить и ненавидеть. Это история о том, насколько трудно быть свободным человеком в несвободном мире. О женщине, живущей наперекор своей эпохе. Роман-взросление и роман-воспитание – о времени, любви, силе воли.
«Это роман, который весь вырос из русской литературы девятнадцатого столетия, но эпоха декаданса и Серебряного века словно бы наступает ему на пятки, а современность оставляет пометы на полях». (Елена Шубина)

Мнения критиков о «Саде» разошлись, но то, что произведение заслуживает внимания, несомненно. В № 7 журнала «Дружба народов» за 2021 год этому роману посвящены сразу три рецензии.

Рекомендуем обращать внимание не только на лауреатов премий, но и на «короткие списки». Так выглядит список финалистов «Большой книги», объявленный 2 июня 2022 года:

  • Павел Басинский «Подлинная история Анны Карениной»;
  • Сергей Беляков «Парижские мальчики в сталинской Москве»;
  • Алексей Варламов «Имя Розанова»;
  • Дмитрий Данилов «Саша, привет!»;
  • Олег Ермаков «Родник Олафа»;
  • Руслан Козлов «Stabat Mater»;
  • Афанасий Мамедов «Пароход Бабелон»;
  • Анна Матвеева «Каждые сто лет. Роман с дневником»;
  • София Синицкая «Хроника Горбатого»;
  • Гузель Яхина «Эшелон на Самарканд».

Народное голосование за победителя «Большой книги» стартовало 1 июля 2022 года на онлайн-сервисе LiveLib. Церемония награждения победителей 17-го сезона литературной премии пройдет в декабре в Доме Пашкова (Москва).

Ежегодная литературная премия «НОС» (новая словесность) основана в 2009 году Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов современной отечественной литературы. Её получают авторы, чьи произведения наиболее точно отражают изменения в новой отечественной словесности и новой отечественной социальности (альтернативная расшифровка аббревиатуры НОС).

Уникальность этой премии – в организации процесса для выявления победителей: финалисты и лауреаты определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики. «НОС» – единственная премия с абсолютно прозрачным механизмом выбора лауреатов: непременным условием работы жюри и экспертной группы является публичная аргументация решения. К рассмотрению принимаются тексты разных художественных жанров в широком диапазоне, от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы.

Лауреат 2021 года – «Рана» Оксаны Васякиной (https://goo.su/4zSs0jl). Молодая поэтесса везет прах матери из Волгоградской области в Сибирь, чтобы похоронить его на родине, рядом с бабушкой и теткой. Из Волгограда в Москву, из Москвы в Новосибирск и Иркутск на самолетах, а затем 14 часов на автобусе через тайгу, в маленький тупиковый город Усть-Илимск. Тщательно документируя ритуал прощания, осложненный бюрократической волокитой, героиня совершает путь к постижению сексуальности, женственности и смерти, а также новому способу описания этого опыта.

Оксана Васякина – поэтесса, писательница, эссеистка, лауреат первой степени премии «Лицей» (2019): «Я склонна думать, что «Рана» – это автофикшн. Но важно понимать, что я скорее отношу себя к той линии литературы, которая себя автофикшном не мыслила. Я опираюсь на опыт Евгении Гинзбург, Лидии Гинзбург, то есть русскоязычной дневниковой документальной прозы. И тогда, и сейчас это называется мемуарами или документальной прозой. Теперь у нас появился новый удобный термин – автофикшн». Название жанра, который по-английски звучит autofiction, в переводе на русском может показаться комичным, оксюморонным – это значит «вымысел, небылицы о себе». Но именно дословный перевод лучше отражает суть жанра, последнюю пару лет набирающего популярность у российских читателей.

Взяв в руки автофикшн, обязательно нужно помнить, что это пограничный жанр: в нем сходятся вымысел (fiction) и жизненный опыт автора (auto); сильное влияние на его формирование оказали дневники, мемуары, письма, эссе, репортажи, фельетоны и блоги. Повествование обычно ведется от первого или третьего лица. Главный герой может носить имя автора или скрываться за псевдонимом. События, описанные в произведении, вполне могли происходить на самом деле, но опираться на достоверность автофикшна не стоит, его правда – в искренности писателя и подлинности его переживаний.

Дедлайн следующего сезона литературной премии «НОС» – 31 июля 2022 года.

Теперь обратимся к международной литературной премии «Ясная Поляна» за лучшее художественное произведение традиционной формы. В 2003 году ее учредили государственный мемориальный и природный заповедник «музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и компания Samsung Electronics. Ее цель – отмечать выдающиеся произведения современных авторов, которые несут в себе идеалы человеколюбия и которые важно прочитать именно сейчас, потому что оно определяет круг литературных тенденций настоящего времени; отмечать самые значимые зарубежные книги и их перевод на русский язык; отслеживать важные для книжной сферы события. Главные требования, предъявляемые к работам номинантов, – неоспоримые художественные достоинства текста и общечеловеческие моральные ценности. Премия присуждается ежегодно в четырех номинациях: «Современная русская проза», «Событие», «Иностранная литература» и «Выбор читателей». На соискание принимаются произведения традиционной формы, написанные на русском языке и опубликованные. Ограничений по возрасту, гражданству и месту жительства авторов, а также месту публикации нет.

В номинации «Современная русская проза» литературные журналы, издательства, профильные издания и союзы, лауреаты и члены жюри премии «Ясная поляна» выдвигают произведения, опубликованные после 2015 года. В мае жюри премии формирует из них и объявляет «длинный список». В сентябре в Ясной Поляне на Международных писательских встречах объявляют «короткий список».

В номинации «Иностранная литература» произведения выдвигают ее эксперты, чей состав определяется ежегодно. Все предложенные книги составляют «длинный список», а «короткий список» не определяется.

В номинации «Событие» жюри принимает внутреннее решение о наиболее значимом событии в культурной жизни современной России.

Специальный приз компании Samsung «Выбор читателей» традиционно получает автор книги, набравшей максимальное количество голосов по результатам открытого читательского интернет-голосования. Лауреат получает в подарок профессиональную поездку в Южную Корею.

Лауреаты 2021 года:

  • В номинации «современная русская проза» – Герман Садулаев за роман «Готские письма: выбранные места из переписки с воображаемыми друзьями». В этой книге много юмора или, по крайней мере, иронии. Хотя речь идет о предметах не так чтобы очень веселых, но все-таки не угрожающих. «Я исследую готов, потому что они, слава Богу, все умерли. И тем милы моему усталому сердцу», – признается автор. В книге масса исторических сведений для тех, кто такие сведения любит и ценит, а ещё множество остроумных отступлений, которые обеспечивают несколько часов приятного и поучительного чтения.
  • В номинации «Иностранная литература» – Джулиан Барнс за роман «Нечего бояться» (М.: Иностранка, 2021; пер. Д. Симановский, С. Полотовский). Это разговор о смерти, Боге и семье в форме автобиографии, которая таковой не является, что по ходу повествования не раз подчеркивает автор. Интересно, многие ли писатели способны на такое – спокойно, и что самое удивительное – позитивно написать о том, что ждет всех нас – о смерти.

Барнс исходит из посыла о двух вещах, которые лежат в основе человеческого бытия: понимании, что смерть неминуема, и надежды, что там, за чертой, все не завершится окончательно. Лауреат Букеровской премии Джулиан Барнс – один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автор бестселлеров «Англия, Англия», «Попугай Флобера», «История мира в 10 ½ главах», «Любовь и так далее», «Метроленд» и многих других. Возможно, главный его талант – умение легко и естественно играть стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство – Барнсу подвластно это и многое другое. В книге «Нечего бояться» он размышляет о страхе смерти и о том, что для многих предопределяет отношение к смерти, – о вере. Как всегда, размышления Барнса охватывают широкий культурный контекст, в котором истории из жизни великих, но ушедших – Монтеня и Флобера, Стендаля и братьев Гонкур, Шостаковича и Россини – перемежаются автобиографическими наблюдениями.

  • В номинации «Событие» – книга «Каждый день сначала. Валентин Распутин и Валентин Курбатов: диалог длиною в сорок лет». Эта номинация в 2021 году имела достаточно грустную подоплеку: ушел из жизни один из основателей премии Валентин Яковлевич Курбатов (1939-2021). Однако его переписка на протяжении 40 лет с Валентином Распутиным (1937-2015), выпущенная отдельной книгой, обрела статус События-2021. Приведем отрывок из послесловия к изданию: «В литературе их соседство кажется абсолютно неравноценным. Мощные, как скалы над Ангарой, повести Распутина. А рядом – текучие, изящные, расшитые, как цветами, полузабытым русским слогом предисловия Курбатова. Ведь если бы не письма, то трудно представить, как могли дружить эти два Валентина, столь разно скроенные в канун Великой Отечественной войны».
  • В номинации «Выбор читателей» – Марина Степнова за роман «Сад». О нём мы уже говорили в разделе, посвященном премии «Большая книга»: читатели обеих премий проявили единодушие в своих симпатиях.

В 2021 году любители чтения получили бесплатный доступ ко всем книгам «короткого списка» в ЛитРес. Чтобы им воспользоваться, требовалась авторизация на сайте и введение промокода.

В 2022 году голосование в номинации «Выбор читателей» пройдет с 15 сентября по 15 октября.

Следующая премия, о которой мы поговорим, – «Национальный бестселлер». Это литературная премия за лучший роман на русском языке, написанный в течение календарного года. В 2001 году ее учредили книгоиздатель Константин Тублин и литературный критик Виктор Топоров, вручение проходит в Санкт-Петербурге. Девиз премии – «Проснуться знаменитым!». В разные годы лауреатами становились Леонид Юзефович, Александр Проханов, Виктор Пелевин, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Илья Бояшов, Захар Прилепин, Андрей Геласимов, Эдуард Кочергин, Ксения Букша, Сергей Носов, Алексей Сальников, Андрей Рубанов.

Жюри «Нацбеста», как и в «Большой книге», сначала формирует «длинный список», затем – «короткий». Финальное решение принимают на церемонии, в открытую.
В 2021 году победителем стал Александр Пелевин с романом «Покров-17». Это четвертая книга петербургского писателя, вышедшая осенью 2020 года в издательстве «Городец», – любопытный образец мистического реализма.

«Завязка романа: Андрей Тихонов – популярный журналист и писатель, автор романа о Великой Отечественной войне, символично родившийся в 1941 году, отправляется по заданию редакции к закрытому и засекреченному городу Покров-17 Калужской области, чтобы попытаться разузнать, что в нём происходит. Попасть внутрь на тщательно охраняемую территорию он, конечно, не мог ни при каких условиях. Но если бы «не мог», никакого хОррора (а Пелевин написал отличный образец именно этого жанра) бы не было. Поэтому спустя примерно десяток страниц мы получаем потерявшего память о последних часах героя в закрытом городе и с трупом на пассажирском сидении его автомобиля. Тихонов, как положено герою жанровой прозы, как выясняется, обладает необходимым и исключительным героическим потенциалом – и с тайнами Покрова-17 в конце концов справляется. Какой ценой, умолчим, потому что этот роман – тот случай, когда за спойлеры надо предавать анафеме» (отрывок из рецензии одного из членов жюри, редактора и литератора Татьяны Соловьёвой).

В 2022 году «Нацбест» вручать не будут – такое решение принял оргкомитет. 22-й сезон премии «Национальный бестселлер» закончился 11 апреля обнародованием итогов работы Большого жюри и списком книг, набравших максимальное количество баллов при голосовании. «Каждая книга из списка отражает тот или иной оттенок бурных переживаний общества в нынешнее время. «Нацбест» выполнил свою главную задачу: в конкурс пришли книги, которым номинаторы хотели дать шанс быть узнанными, отмеченными. Члены жюри читали, изучали, составляли свои суждения о прочитанном. Писатели получили то, о чем мечтает каждый автор, – реакцию заинтересованного, умного, компетентного и, в большинстве случаев, доброжелательного читателя», – считает ответственный секретарь премии, критик Владислав Толстов.

Литературная премия «Лицей» имени А.С. Пушкина учреждена в 2017 году с целью поиска и поощрения молодых талантливых российских авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества и вносить существенный вклад в сохранение и развитие российской и мировой художественной литературы, продолжая традиции великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина (https://goo.su/t2r49). Возраст участников – от 15 до 35 лет, произведение должно быть написано на русском языке и ранее не участвовать в национальных премиях. произведения, рассмотренные в предыдущем сезоне, повторно не принимаются.

Эта премия действительно открывает новые перспективные имена. В 2019 году ее лауреатом в номинации «Поэзия» стала Оксана Васякина, сегодня – победительница премии «НОС». В прошлом году одним из победителей был назван Ислам Ханипаев с произведением «Типа я», которое вошло в «короткие списки» «НОСа»-2021 и «Нацбеста»-2022. В разные сезоны финалистами премии «Лицей» становились Евгения Некрасова, Булат Ханов, Анаит Григорян. Тексты финалистов доступны на сайте премии.

Лауреаты в номинации «Поэзия»:

  • Оля Скорлупкина, сборник «В стране победившего сюрреализма»;
  • Денис Балин, сборник «Мутная река»;
  • Антон Азаренков, сборник стихотворений;

Лауреаты в номинации «Проза»:

  • Екатерина Манойло, роман «Отец смотрит на Запад»;
  • Михаил Турбин, роман «Выше ноги от земли»;
  • Алексей Колесников, сборник рассказов «Ирокез»;
  • Екатерина Манойло, роман «Отец смотрит на Запад».

Абсолютной победительницей 6-го сезона премии «Лицей» стала Екатерина Манойло, заняв с романом «Отец смотрит на Запад» первое место в номинации «Проза» и получив специальную номинацию сайта Rideró «Выбор книжных блогеров».

Екатерина Манойло родилась в Орске, в русско-казахской семье и выросла на границе с Казахстаном. Писательница подарила своей героине не только это, но еще свое имя и девичью фамилию. «Отец смотрит на Запад» читается как феминистская проза. Главная героиня с раннего детства вынуждена заботиться о себе (и не только о себе) самостоятельно, она несколько раз проходит через потерю близких людей, раз за разом оставаясь один на один с недоброжелательным миром.
Познакомиться с текстом романа можно не только на сайте премии, но и в бумажном варианте: он напечатан в №№ 5 и 6 журнала «Новый мир» за 2022 год с предисловием Павла Басинского.

По словам писательницы Марины Степновой, роман «Выше ноги от земли» Михаила Турбина – «невероятная, тонкая, психологическая драма, которая срывается то в детектив, то в триллер, оставаясь при этом абсолютно в русле классического русского романа, мощно и ярко написанного». Издавать роман будет «Редакция Елены Шубиной». Права на экранизацию этой книги уже выкуплены, еще до выхода в печати.

Независимое Санкт-Петербургское издательство «Чтиво» выпустило сборник прозы «Ирокез» писателя из Белгорода Алексея Колесникова. Не столь давняя история оживает, и современность играет новыми гранями: Ленин встречается с омоновцами, воспоминания провинциального детства обрываются вместе с жизнью старого пса, любовь рождается на стройплощадке и умирает в студенческой тетради, а преступлением может оказаться не только причёска, но и трезвость. Это рассказы о хрупкости и ценности человеческой жизни, которую люди готовы разменять на пачку купюр или собачий корм. Сердцевина книги – искренняя, напряжённая проза, обострённая чувствительность к тому, мимо чего многие пройдут, не задумываясь.

Понятно, что сегодня мы поговорили только о некоторых литературных премиях. За рамками остались «Просветитель», «Премия Андрея Белого», «АБС-премии», «Электронная буква», «Русский детектив» и многое другие, в том числе международные награды. Полный список литературных конкурсов и премий 2022 года – на https://ridero.ru/blog/?p=5263

Издания, упомянутые в обзоре:

  • Абгарян. Н. Симон : [роман] / Наринэ Абгарян. - Москва: АСТ, 2020. – 318 с.
  • Авилов, С. Капибару любят все / Сергей Авилов. - Москва : ИД Городец, 2022. – 296 с.
  • Азаренков, А. Сборник стихотворений / Антон Азаренков // Литературная премия «Лицей» имени А. С. Пушкина для молодых писателей и поэтов : [сайт]. - Текст : электронный.
  • Балин, Д. Мутная река : поэма / Денис Балин// Литературная премия «Лицей» имени А. С. Пушкина для молодых писателей и поэтов : [сайт]. – Текст : электронный.
  • Барнс, Дж. Нечего бояться / Джулиан Барнс ; [пер. с англ. Сергея Полотовского, Дмитрия Симановского]. - Москва: Эксмо ; Санкт-Петербург : Домино, 2012. - 331 с.
  • Басинский, П. В. Подлинная история Анны Карениной / Павел Басинский. – Москва : Редакция Елены Шубиной, 2022. – 384 с.
  • Беляков, С. С. Парижские мальчики в сталинской Москве : документальный роман / Сергей Беляков. — Москва: Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2022 [т. е. 2021]. — 668 с., [16] л. ил., портр., факс.
  • Варламов, А. Н. Имя Розанова / Алексей Варламов. — Москва: Молодая гвардия, 2022 [т.е. 2021]. — 500 с., [16] л. ил., портр.
  • Васякина, О. Рана : роман / Оксана Васякина. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 275 с.
  • Данилов, Д. А. Саша, привет! : роман / Дмитрий Данилов // Новый мир.— 2021 .— № 11.— С. 7–86.
  • Ермаков, О. Н. Родник Олафа : роман / Олег Ермаков. — Москва: Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2021. — 536 с.
  • Кисина, Ю. Бубуш : роман / Юлия Кисина. - Москва: АСТ, 2021. - 222 с.
  • Козлов, Р. Stabat Mater / Руслан Козлов. — Москва : Редакция Елены Шубиной, 2022. — 669 с.
  • Колесников, А. Ирокез : сборник рассказов / Алексей Колесников // Литературная премия «Лицей» имени А. С. Пушкина для молодых писателей и поэтов : [сайт]. – Текст : электронный.
  • Кучерская, М. А. Лесков. Прозёванный гений / Майя Кучерская . — Москва : Молодая гвардия, 2021 .— 340 с., [16] л. ил., портр.: ил. — Библиография : с. 607, в примечаниях : с. 546-590 и в подстрочных примечаниях.
  • Мамедов, А. И. Пароход Бабелон / Афанасий Мамедов. — Москва: Эксмо, 2021. — 382 с.
  • Манойло, Е. С. Отец смотрит на Запад : роман / Екатерина Манойло ; автор предисловия Павел Басинский // Новый мир.— 2022 .— № 5 .— С. 7–50. ; 2022. — № 6. — С. 8–43.
  • Матвеева, А. А. Каждые сто лет : роман с дневником / Анна Матвеева. — Москва: Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2022 [т.е. 2021]. — 758 с.
  • Медведкова, О. А. Три персонажа в поисках любви и бессмертия : роман / Ольга Медведкова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 285 с.
  • Михаил Турбин. Выше ноги от земли : роман, драма / Михаил Турбин // Литературная премия «Лицей» имени А. С. Пушкина для молодых писателей и поэтов : [сайт]. – Текст : электронный.
  • Некрасова, Е. Кожа : [роман] / Евгения Некрасова. — Москва : Popcorn Books. 2022. — 352 с.
  • Пелевин, А. С. Покров-17 : [роман] / Александр Пелевин. - Москва: Городец, 2021 [т.е. 2020]. - 297 с.
  • Печейкин, В. В. Злой мальчик / Валерий Печейкин. — Москва: Inspiria : Эксмо, 2020. — 156 с.
  • Поляринов, А. В. РИФ : роман / Алексей Поляринов. — Москва: Inspiria : Эксмо, 2020. — 285 с.
  • Поляринов. А. В. РИФ : роман / Алексей Поляринов. - Москва: Inspiria : Эксмо, 2020. – 285 с.
  • Распутин, В. Каждый день сначала. Валентин Распутин и Валентин Курбатов: диалог длиною в сорок лет / Валентин Распутин, Валентин Курбатов ; послесловие Д. Шеварова. – Москва : Красный пароход, 2021. - 320 с.
  • Ремизов. В. В. Вечная мерзлота : роман / Виктор Ремизов. — Владивосток: Рубеж, 2021. — 821 с.
  • Рябов, К. Фашисты / Кирилл Рябов. - Ноократия, 2021. – 192 с.
  • Садулаев, Г. У. Готские письма : выбранные места из переписки с воображаемыми друзьями : компендиум / Герман Садулаев. - Санкт-Петербург: Лимбус пресс : Редакционно-издательский центр "Культ-информ-пресс", 2021. - 455 с.
  • Серебряков, А. Фистула : [роман] / Артём Серебряков. — Москва: Городец, 2021 [т.е. 2020]. — 346 с.
  • Синицкая, С. Хроника Горбатого / София Синицкая. – Санкт-Петербург : Лимбус-Пресс, 2022. – 288 с.
  • Синицкая, С. Хроника Горбатого / София Синицкая. — Санкт-Петербург : Лимбус-Пресс, 2022. — 288 с.
  • Скорлупкина, О. В стране победившего сюрреализма : сборник / Оля Скорлупкина // Литературная премия «Лицей» имени А. С. Пушкина для молодых писателей и поэтов : [сайт]. – Текст : электронный.
  • Степнова. М. Л. Сад : роман / Марина Степанова. - Москва: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. - 412 с.
  • Томилов, А. Тайга далекая: [сборник рассказов] / Андрей Томилов. — Иркутск: Типография Форвард.
  • Ханипаев, И. Типа я : [повесть] / Ислам Ханипаев. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2021. – 280 с.
  • Шипнигов, И. Стрим : роман / Иван Шипнигов — Москва : Livebook, 2021. — 480 с.
  • Шмараков, Р. Алкиной : роман / Роман Шмараков. — Москва : ОГИ, 2021. — 368 с.
  • Юзефович, Л. А. Филэллин : роман в дневниках, письмах и мысленных разговорах героев с отсутствующими собеседниками / Леонид Юзефович .— Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021 .— 380 с.
  • Яхина, Г. Ш. Эшелон на Самарканд : роман / Гузель Яхина. — Москва: АСТ, 2021. — 507 с.

Обзор подготовила библиограф Информационно-библиографического отдела СПб ГБУК ГСЦБС М.А. Муляр