В. Высоцкий. Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою!

Актёр кино и театра, поэт, композитор, исполнитель – Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. В сегодняшнем, тридцать третьем выпуске «Старой пластинки» мы вспоминаем легенду авторской музыки.

Портрет Владимира Высоцкого

Детство

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. До лета 1943-го маленький Володя с мамой, Ниной Максимовной, находился в эвакуации, в деревне Воронцовка. Отец мальчика, Семён Владимирович, воевал на фронте.

  • «Баллада о книжных детях»

Летом 1943 года мама и сын вернулись в Москву. В 1945-м, когда Володе исполнилось семь лет, он пошёл в первый класс. Учёба давалась ему нелегко, а мама работала и не могла уделять мальчику должного внимания. Отец после войны продолжил военную карьеру. Брак родителей к тому времени практически распался: у каждого появилась новая семья. Сложный момент в жизни стал поводом для написания автобиографической песни, которую Владимир Высоцкий представил публике в 1975 году, – это «Баллада о детстве». В ней есть такие строчки:

Возвращались отцы наши, братья
По домам – по своим да чужим.

Другая строчка из этой же песни: «Взял у отца на станции погоны, словно цацки», – вероятно, появилась под влиянием воспоминаний Володи о встрече с отцом в июне 1945 года, когда Семён Владимирович ненадолго приехал в Москву.

  • «Баллада о детстве»

В 1946 году папа и мама Володи Высоцкого развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. Через год семья переехала в Германию, куда был командирован отец. О своих первых заграничных впечатлениях Володя писал матери в Москву: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги».

В свободное от учебы время Володя учился играть на пианино.

В 1949 году, когда Высоцкие вернулись в СССР, началась одна из самых важных страниц в жизни Володи – семья переехала на Большой Каретный переулок. Детские воспоминания об этом районе позднее легли в основу многих текстов известного композитора и исполнителя.

Творчество и музы

Первое выступление Высоцкого публика встретила с восторгом: он читал вариации на басню Крылова в женской школе № 187. Однако блестящий экспромт закончился «тройкой» в четверти за поведение.

  • «Жираф большой, ему видней»

После окончания школы в 1955 году Владимир хотел поступать в Театральный институт, но семья его не поддержала. Он стал студентом Московского инженерно-строительного института (МИСИ). Но уже после первого семестра отчислился и начал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. Неправильный прикус, проблемы с дикцией, сиплый голос маленького диапазона – будто сама природа противилась тому, чтобы Высоцкий стал актером. Однако он усиленно работал и над артикуляцией, и над внешним видом, брал уроки игры на гитаре.

  • «Скалолазка»

Со своей первой супругой, Изольдой Жуковой, Владимир познакомился на первом курсе Школы-студии МХАТ, во время репетиций спектакля «Гостиница «Астория». С 1957 года они стали вместе жить, но заключить брак не могли: Изольда была замужем. Поженились актеры лишь через три года, но семейная жизнь продлилась недолго. Из-за работы они все меньше времени проводили друг с другом, и в итоге пара распалась.

После выпуска Высоцкий по распределению попал в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Хриплый голос и невзрачная внешность молодого человека отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей. Он остался практически без работы и денег.

  • «Охота на волков»

Отдушину Владимир нашел в поэзии и некоторые свои произведения начал исполнять под собственную гитарную музыку, а параллельно с песенным творчеством искал «свой театр». Он с перерывами работал в Театре Пушкина и Театре миниатюр, пробовался в «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра на Таганке, где прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли: Галилей («Жизнь Галилея»), Хлопуша («Пугачев»), Гамлет («Гамлет, принц Датский»).

  • «Песня о друге»

Актерская слава пришла к Высоцкому в 1967 году, после роли радиста Володи в кинокартине «Вертикаль». Дальнейшую карьеру ему подорвала кампания против «блатных, пошлых и безнравственных» песен. В газете «Советская Россия» появилась статья «О чем поет Высоцкий» с такими словами: «Под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных».

  • «Вершина»

Его обвиняли в примитивности ритма и мелодии, а сам Владимир считал это плюсом: упрощение позволяло слушателю не отвлекаться от текста.

После статьи в газете поэт, мечтавший увидеть свои произведения опубликованными, был фактически запрещен. Он так и не дождался выпуска собственных стихов. Тексты отдельных песен из кинофильмов иногда появлялись в журнале «Советский экран», изредка (порой даже с аккордами) – в городских газетах, выходивших небольшими тиражами.

В 1961 году, во время съемок в фильме «713-й просит посадку», Владимир Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. Несколько лет молодые люди прожили в неофициальном браке: Высоцкий долго не мог развестись с первой женой. Наконец, в 1965 году Владимир и Людмила поженились. К тому времени у них уже было два сына – Аркадий и Никита. Формально этот, второй по счету, брак просуществовал до 1970 года, хотя супруги перестали жить вместе раньше.

  • «Диалог у телевизора»

Постепенно у Владимира Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них – зоолог Николай фон Корен в фильме «Плохой хороший человек». В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Здесь, в Крыму, во время съемок, Высоцкий написал одну из своих самых известных военных песен «Чёрные бушлаты»

  • «Чёрные бушлаты»

Еще один яркий образ в кинокарьере Высоцкого – Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». Владимир предлагал использовать его песни в картине, однако ни одна в фильм так и не вошла.

Третьей женой Владимира Высоцкого стала французская актриса с русскими корнями Марина Влади. Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел особого впечатления, но со временем он ее завоевал. Несколько лет Владимир и Марина виделись урывками, живя на две страны – Францию и СССР: Высоцкому дали разрешение на выезд за границу только через шесть лет после свадьбы. Ради мужа Марине Влади пришлось даже временно стать членом Коммунистической партии Франции.

  • «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»

Со стороны все выглядело благополучно, но на душе у Владимира Высоцкого было не так безоблачно. При бешеной популярности у народа власти его не признавали: стихи не печатали, пластинки не выпускали, а большинство пьес, в которых он репетировал, театрам запрещали ставить. Семейная жизнь на расстоянии, когда приходится выпрашивать визы для редких встреч с женой, не облегчала положение. Высоцкий начал глушить отрицательные эмоции алкоголем и наркотиками, которые со временем превратились в зависимости. Он оказался не в силах их побороть.

Позже Марина Влади призналась: «…О том, что это из-за морфия, я тогда не знала. И, главное, очевидно, ты отчаялся выжить. Я узнаю о твоих постоянных изменах. Я больна ревностью».

  • «Я несла свою Беду» (исп. М. Влади)

В 1978 году Высоцкий принял очень трудное для себя решение – уйти из театра. Однако ему предложили сыграть роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Спектакль готовили к выходу через год, и эта роль стала для Владимира Семёновича последней. Пошло совсем немного времени, и в июле 1979 года у него случился первый сердечный приступ.

11 июня 1980 года Влади проводила Высоцкого в Москву. По дороге в аэропорт они обменивались дежурными фразами: «Береги себя… Не делай глупостей…» Но оба чувствовали, что бесконечно далеки друг от друга. В конце июля Владимир планировал вернуться в Париж, но этим планам не суждено было сбыться.

25 июля Марина приняла роковой звонок: «Я знаю, что услышу не тот голос. Знаю! «Володя умер!» Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».

28 июля состоялись похороны. Проститься с Высоцким пришла, казалось, вся Москва: людские толпы заполнили Таганскую площадь и окрестные улицы, очередь из желающих увидеть певца в последний раз начиналась у Кремлевских стен.

Упокоился Высоцкий на Ваганьковском кладбище.

  • «Я не люблю»

Иностранная печать уделила смерти актера и композитора гораздо больше внимания, чем советская: в СССР лишь две газеты дали короткие сообщения о похоронах. Дело в том, что в Москве тогда проходили XXII Олимпийские игры, и руководство страны не хотело допустить волнений.

Владимир Высоцкий оставил очень разнообразное культурное наследие. В кого он только не перевоплощался в своих песнях – был альпинистом, душевнобольным, спортсменом, алкоголиком, фронтовиком, бандитом. И куда бы ни заводил талант, Высоцкий боролся против пошлости, недобросовестности, злобы.

  • «Чуть помедленнее, кони»

Марина Влади через несколько лет после смерти Владимира Семёновича начала писать и в 1989 году выпустила свою знаменитую книгу воспоминаний, переведенную на многие языки мира – «Владимир, или Прерванный полет». В 2009 году вдова приехала в Россию с авторским театральным проектом по этой книге, в котором сыграла главную роль.

Список использованной литературы:

  1. Захарчук, М. А. 11 звезд Таганки / М. А. Захарчук. - Москва : Эксмо, 2021. - 348, [2] с. : ил.; 21 см. - (Великие актеры театра и кино). - ISBN 978-5-04-122204-8.
  2. Прокофьева, Е. В. Любовные драмы советских поэтом / Е. В. Прокофьева, Т. В. Умнова. - Москва : Вече, 2017. - 349, [2] с., [8] л. портр.; 21 см. - (Любовные драмы). - ISBN 978-5-4444-6272-0.
  3. https://www.culture.ru/persons/2116/vladimir-vysockii — Владимир Высоцкий