Творчество композитора Аркадия Ильича Островского. К 110-летию со дня рождения

«Его любовь к людям была взаимной. Люди любили его,
рвались на его концерты и выступления, люди окружали его постоянно,
он как магнит притягивал к себе. Особенно этот его щедрый, наивный,
лучезарно-добрый характер чувствовали и понимали дети». (Александра Пахмутова)

Портрет А.И.Островского

Композитор и пианист Аркадий (Авраам) Ильич Островский родился в Сы́зрани 25 февраля 1914 года в семье мастера музыкальных инструментов. В городе музыка звучала преимущественно в немом кино в виде импровизаций пианистов-иллюстраторов. Изредка выступал военный духовой оркестр. Яркое впечатление детства Островского – гастроли симфонического оркестра, который исполнял увертюру к «Кармен» и фрагменты из «Щелкунчика». Мальчику тогда было пять лет.
С семи лет Островский брал частные уроки игры на фортепиано. Ему очень нравилось играть, он часто импровизировал. Абсолютный слух и хорошая память позволили мальчику уже в 14 лет стать настоящим виртуозом.

В 1927 году Островские переехали в Ленинград. В связи с трудным материальным положением семьи Аркадий поступил на кузнечное отделение ФЗУ при заводе «Электросила». Но музыку не бросил: занимался частным образом с отличным педагогом – пианистом Иваном Михайловичем Белоземцевым.

В 1930 году Аркадий Островский поступил в Центральный музыкальный техникум. В период обучения он работал в кинотеатрах пианистом-иллюстратором. Будущий композитор уверенно чувствовал себя в искусстве импровизации. Вскоре купил аккордеон и довольно быстро завоевал популярность умелой игрой на этом непростом инструменте.
До 1940 года Островский сотрудничал с разными эстрадными оркестрами, сочинял небольшие пьесы, выступал в концертных бригадах. Во время одной из таких поездок он познакомился с Лазарем Петровичем Рахлиным – директором джаз-оркестра Утесова и вскоре был зачислен в знаменитый коллектив.

Леонид Осипович Утесов вспоминал: «Совсем юным он пришел в наш оркестр пианистом и аккордеонистом. С первых же дней меня восхищали его необыкновенная музыкальность, гармоническая изобретательность и неистощимая фантазия в сопровождении как моего исполнения, так и других певцов нашего оркестра. В этом чувствовалась способность быть самостоятельным в творчестве».

Во время Великой Отечественной войны оркестр работал много и самоотверженно, давая концерты на военных кораблях, в частях воздушного флота и на оборонных заводах. Свою первую песню, которая называлась «Я демобилизованный», Островский написал на стихи тромбониста оркестра Утесова – Ильи Фрадкина. Вскоре она разнеслась по стране. Каждый солдат, вернувшийся из армии, считал, что песня написана именно о нем.

Чуть позже на радио прозвучала «Сторонка родная» на стихи Сергея Михалкова.

  • Сторонка родная.

Первый успех вызвал у Островского желание сочинять и сочинять. В 1947 году он ушел из оркестра Утесова, решив целиком посвятить себя композиторскому творчеству.
Через год появилась песня на стихи Льва Ошанина, которая стала этапной, – «Комсомольцы – беспокойные сердца». Молодежь ее подхватила. Она звучала на субботниках и воскресниках, которых после войны было очень много. С этой песней комсомольцы уезжали на стройки в Сибирь и Среднюю Азию. За Островским закрепилась слава молодежного композитора.

  • «Комсомольцы – беспокойные сердца»

В 1948 году Аркадий Островский был принят в Союз композиторов СССР и вскоре стал одним из самых известных и любимых советских музыкальных авторов. Он ездил по стране, встречался с людьми разных профессий, узнавал новые места, открывал для себя национальные культуры союзных республик.
Например, Туркмения отразилась в творчестве Островского музыкой к кинофильму «Айна» и «Туркменской сюитой». А на суровом Алтае в 1961 году родилась песня «Лесорубы» с могучим, «богатырским» звучанием, которую великолепно исполнял Эдуард Хиль.

  • Лесорубы

В апреле 1962 года на радио, в передаче «С добрым утром!», прозвучала песенка «А у нас во дворе», написанная в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным. Затем появились еще три песни этого цикла: «Я тебя подожду», «Детство ушло вдаль», «Вот снова этот двор».

  • А у нас во дворе

В мае 1962 года впервые прозвучала песня «Пусть всегда будет солнце». Эта композиция получила первую премию на Международном фестивале песни в Со́поте (Польша).

  • Пусть всегда будет солнце

В том же 1962 году появились «Мальчишки», а 1963 год подарил любителям музыки своеобразный гимн песне, написанный Островским на стихи Сергея Острово́го – «Песня остается с человеком».

  • Мальчишки

  • Песня остается с человеком

«Я к конгрессу мира (он будет в Финляндии 10-17 июля 1965 года), – писал Аркадий Ильич сыну, – по просьбе Комитета мира, Союза композиторов и просто сам сочинил песню. Она называется «Молитва Земли» (сл. Л. Ошанина). Это, как мне кажется, интересно, т. к. это современная молитва (конечно, не религиозного толка). Но там есть орган, хор, колокол. Солист – Муслим Магомаев. И все это на очень современной ритмической основе».
Эта песня вошла в историю под названием «Голос Земли».

  • Голос Земли

В соавторстве с поэтессой Инной Каше́жевой был создал цикл песен «Полутона». Планировалось шесть произведений, но закончить удалось всего три.
Цикл начинался с песни «Круги на воде», символизировавшей память о жизни, событии, встрече. Песня «Дожди» – это светлая печаль о хорошем, человечном, добром. «Лунный камень» – загадочная романтика.

  • Лунный камень

Талант композитора блестяще раскрылся в песнях о детях и для детей. Островский обожал ребятишек и часто катал их на своем автомобиле по двору и вдоль Чистых прудов. В песни для детей он вкладывал не только душу, но и всю свою любовь к ним: «Школьная полька», «Девчонки и мальчишки», «Галоши», «Новогодняя хороводная», «Песня о школьном звонке» и другие.

  • Галоши

Одна из самых любимых детских песен – колыбельная «Спят усталые игрушки», написанная в 1965 году на слова Зои Петровой, – звучала не одно десятилетие и продолжает звучать в заставке передачи «Спокойной ночи, малыши». Впервые эту песню исполнила Вера Дворянинова, потом в течение многих лет ее пели сначала актер Олег Анофриев, затем певица Валентина Толкунова. На телевидении использовали и другие колыбельные, но по просьбам зрителей «Спят усталые игрушки» вернули в эфир.

  • Спят усталые игрушки

Среди других песен 1960-х годов можно назвать «Красную гвоздику» и «Песню любви» на стихи Льва Ошанина, «Как провожают пароходы» на стихи Константина Ванше́нкина, «Моряк сошел на берег» на стихи Михаила Танича и Игоря Шаферана, «Аист» на стихи Вадима Семернина, «Вокализ» и другие. Всего Островский написал более 400 песен.

  • Как провожают пароходы

Аркадий Островский был счастлив и в личной жизни. Его женой стала балерина Матильда Ефимовна Лурье. В 1935 году родился сын Михаил, впоследствии – физиолог, академик РАН.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Аркадий Ильич Островский скончался 18 сентября 1967 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Идет время, меняются ритмы и поколения, а песни Островского по-прежнему современны и любимы – его «Песня остается с человеком».

Источники:

  1. Ю. Вайнкоп, И. Гусин «Краткий биографический словарь композиторов». Музыка, 1976.
  2. Соболева Г. Жизнь в песне: Аркадий Островский. М., Музыка, 1975.
  3. https://www.kakprosto.ru/kak-974734-arkadiy-ostrovskiy-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn