Пётр Ильич Чайковский. К юбилею композитора. Часть 2. Оперы и балеты.

Презентация «Пётр Ильич Чайковский. К юбилею композитора. Часть 2. Оперы и балеты».

ОПЕРЫ

Опера «Воевода»

Опера «Воевода» – первая опера Чайковского. Либретто для нее написал А.Н. Островский, на основе пьесы «Сон на Волге». Опера была создана в период с марта 1867 по июль 1868 года и впервые исполнена 11 февраля 1869 года в Большом театре в Москве. В 1870-х годах Чайковский уничтожил рукопись полной партитуры этой оперы, переработав большую часть первого акта в более позднем «Опричнике». В итоге сюжет «Воеводы» был отдан бывшему ученику композитора, Антону Аренскому – для сочинения оперы «Сон на Волге» в 1888 году. Спустя десятилетия, уже в советский период, «Воеводу» посмертно реконструировали по сохранившимся оркестровым и вокальным партиям, а также композиторским эскизам.

Опера «Ундина»

В том же 1869 году Чайковский закончил работу над оперой «Ундина». В мае 1870 года ее отвергла коллегия дирижёров дирекции Императорских театров во главе с К.Н. Лядовым (отцом А.К. Лядова). Чайковский забрал партитуру и, по собственному признанию, впоследствии уничтожил рукопись. Сохранилось лишь несколько номеров, впоследствии вошедших в другие сочинения, такие, как балет «Лебединое озеро» и спектакль «Снегурочка».

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ УНДИНА.

Опера «Опричник»

Значительной вехой в оперном творчестве Петра Ильича стал «Опричник» (1870-1872). После двух первых неудачных опер, «Воеводы» и «Ундины», Чайковский в начале 1870 года обратился к новому оперному замыслу. В качестве основы для сюжета он взял трагедию известного тогда писателя И.И. Лажечникова (1792-1869) «Опричник», повествующую о времени Ивана Грозного. Либретто композитор решил написать сам.

Премьера «Опричника» состоялась в Мариинском театре Петербурга 12 апреля 1874 года и имела серьезный успех. За нее Чайковский получил премию в размере 300 рублей. Сам композитор отнесся к «Опричнику» критически, посчитав, что в нем «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». Опера также была поставлена в Москве и на нескольких провинциальных сценах. Следующие оперы Чайковского затмили «Опричника», но до сих пор отдельные отрывки из него входят в певческий репертуар. Мелодика «Опричника», опирающаяся на русские народно-песенные интонации, отличается рельефностью и широтой. Наиболее яркая среди ранних опер Чайковского, она воплощает особенности его оперного стиля.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – ОПЕРА «ОПРИЧНИК» ПЛЯСКИ ОПРИЧНИКОВ И ЖЕНЩИН.

Опера «Кузнец Вакула»

Опера «Кузнец Вакула», написанная на либретто Якова Полонского, основана на сюжете повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Изначально либретто предназначалось Александру Серову, но он умер в 1871 году, оставив после себя лишь отдельные музыкальные фрагменты на эту тему. Опера была написана Чайковским в период с июня по август 1874 года. Работа посвящена памяти Великой княгини Елены Павловны, которая умерла в 1873 году. Чайковский анонимно представил партитуру на конкурс композиторов под девизом «Искусство вечно, жизнь коротка». В нём он одержал победу и получил призовые 1500 рублей. В 1885 году Пётр Ильич пересмотрел своё сочинение и выпустил второй вариант оперы, получивший название «Черевички».

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – ОПЕРА «ЧЕРЕВИЧКИ». АРИОЗО ВАКУЛЫ.

Опера «Евгений Онегин»

1870-е годы у Чайковского были очень плодотворными. Он написал не только такие крупные произведения, как опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро», но и музыку к театральным пьесам. Среди них – драма Островского «Снегурочка» и пьеса «Воевода», а также трагедия Шекспира «Гамлет». Фантазия «Франческа да Римини» на сюжет V песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте, Вторая и Третья симфонии, Первый фортепианный концерт. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и прочее. К этому периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я.П. Полонского. Она впервые прозвучала 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле, под специально построенным навесом.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», Пётр Ильич Чайковский женился на бывшей студентке консерватории Антонине Ивановне Милюковой. Брак был скоропалительным и неудачным, продлился всего две недели. Жена оказалась не той женщиной, о которой он мечтал. Чайковский расстроился и в состоянии крайнего нервного возбуждения, в сопровождении брата Анатолия 1 октября 1877 года уехал в Швейцарию.

Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Ее созданию предшествовали длительные поиски сюжета. В письме к композитору С.И. Танееву Чайковский признался: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Сюжет в мае 1877 года ему случайно подсказала певица Е.А Лавровская. Создавалась опера достаточно быстро.

«Онегин» выходил каким-то домашним, неторжественным. Чайковский допускал, что его опера может никогда не дождаться постановки. В ней мало сценических эффектов, но «поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменит с лихвой эти недостатки», – писал он брату Модесту. Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами». «Евгений Онегин» – непревзойденный образец лирической оперы. Автор мечтал поставить ее в консерватории. «Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену» – писал Чайковский Н. Рубинштейну.

Премьера состоялась 16 декабря 1878 года, в консерватории, на её сцене, а первая постановка на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории – 17 марта 1879 года. Триумфальный успех пришёл не сразу: пресса на спектакль была разная. Преимущественно оперу не оценили по достоинству.

В Петербурге «Евгений Онегин» был поставлен благодаря Александру III в присутствии своей семьи. Императору нравилась музыка Чайковского. Это он настоял, чтобы опера появилась в Императорском театре. Для Александра III Чайковский сочинил Коронационный марш и Коронационную кантату. Государь ему за это пожаловал перстень с бриллиантом. А главное, для постановок опер и балетов Чайковского деньги отпускались из императорской казны.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – ОПЕРА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». СЦЕНА И АРИОЗО ЛЕНСКОГО.

  • СЦЕНА И АРИОЗО ОНЕГИНА.

Опера «Орлеанская дева»

«Орлеанская дева» – одно из самых величественных оперных творений П.И. Чайковского. В ней много монументальных хоровых сцен, развернутых ансамблей и одновременно выразительных лирико-психологических эпизодов.
Это опера в четырех действиях на либретто композитора, основанное на одноименной романтической драме Ф. Шиллера, в переводе и с сохранением многих стихов В. Жуковского.

Первое исполнение – Санкт-Петербург, Мариинский театр, 13 февраля 1881 года. «Орлеанская дева» появилась на больших сценах в один год с «Евгением Онегиным»: в том же 1881 году, когда Москва увидела «Евгения Онегина» на сцене Большого, Петербург познакомился с «Орлеанской девой» на сцене Мариинского театра. «Орлеанская дева», эта grand opera, вопреки ожиданиям автора, имела малый успех.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – «ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА». ПЛЯСКА ШУТОВ И СКОМОРОХОВ.

Опера «Мазепа»

Вспоминая о своей работе над «Мазепой», Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом. Первые показы «Мазепы» состоялись в Москве, в Большом театре, 3 февраля 1884 года и в Петербурге, на сцене Мариинского театра 7 февраля того же года. Опера имела скромный успех, спустя два сезона была снята с репертуара и возобновлена в Мариинском театре лишь в 1903 году. Однако в репертуар советских театров она вошла, как одно из выдающихся произведений русского музыкального искусства.

Опера «Пиковая дама»

В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским – композитору предложили написать музыку для оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Однако Пётр Ильич решительно отказался, мотивируя свой отказ, в частности, отсутствием в сюжете «должной сценичности».

С начала 1888 года за составление либретто на данной сюжет для композитора Кленовского взялся Модест Ильич Чайковский, брат П.И. Чайковского. Впоследствии Кленовский от него отказался. Получившееся либретто Петру Ильичу понравилось, и в 1890 году во Флоренции он начал писать оперу. Процесс создания шёл необычайно быстро – опера была написана за 44 дня. Либретто в значительной степени отличается от оригинала. Произведение Пушкина – прозаическое, либретто – стихотворное, со стихами либреттиста и композитора. По первоначальному замыслу Всеволожского, действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Это позволило включить в либретто тексты русских поэтов XVIII – начала XIX веков, а именно: Державина, Жуковского, Батюшкова.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – «ПИКОВАЯ ДАМА». ДУЭТ ЛИЗЫ И ПОЛИНЫ.

Усиление психологической линии в образах главных действующих лиц сближает их с героями Ф.М. Достоевского, в частности с романом «Игрок». В опере уделено большое внимание привязке к конкретным петербургским пейзажам – Солнечный день в Летнем саду и Зимняя канавка ночью.

Мировая премьера оперы состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 года. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора – по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в творчестве Чайковского.

В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно будто наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, те самые три карты. На сердце Германа – три греха. Сам Герман виновен в трех смертях – Графини, Лизы и собственной.

В музыкальной ткани преобладают три темы – рока, любви и трех карт. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете. В ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов. Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре, в капсулированном виде.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – «ПИКОВАЯ ДАМА». СЦЕНА ГЕРМАНА.

Опера «Иоланта»

Опера П.И. Чайковского «Иоланта» относится к жанру лирической музыкальной драмы. Она поставлена на либретто М.И. Чайковского по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене», переведённой Ф. Миллером. Создана в 1891 году, с июля по сентябрь, и стала последней оперой композитора. «Я напишу такую оперу, что все будут плакать», – говорил великий Чайковский, работая над ней. Это ему действительно удалось, правда, слёзы у зрителей появляются от счастья и радости за героев. Опера «Иоланта» по праву считается наиболее радужным и безмятежным сочинением автора. Одноактная, «слишком короткая, чтобы заполнить вечер», по желанию Чайковского, она должна была ставиться вместе с оперой «Алеко» Сергея Рахманинова.

«Иоланта» – одна из самых репертуарных в русской оперной музыке, любима и певцами, и зрителями. Написана почти для камерного состава, либретто соблюдает все каноны классической драматургии (единство места, времени и действия), мелодии просты и легко запоминаются, но при этом поразительно красивы.

Премьера состоялась в Мариинском театре Северной столицы в конце 1892 года. На генеральной репетиции 5 декабря присутствовал Александр III. Дебют прошёл с участием дирижёра Эдуарда Направника. В ноябре 1893 года оперу поставили в Большом театре.

  • П. И. ЧАЙКОВСКИЙ – АРИОЗО ИОЛАНТЫ

  • КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С МАТИЛЬДОЙ МОЕЙ

БАЛЕТЫ

«Лебединое озеро»

Балет Петра Ильича Чайковского, состоящий из четырёх актов, четырёх сцен или трёх актов.
Постановка основана на либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера.
История о лебедином озере – старинная германская легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта.

Оригинальная постановка создана Юлиусом Резингером. Премьера «Озера лебедей» прошла 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве и успеха не имела. Несмотря на то, что существуют разные постановки балета, большинство балетных трупп отдают предпочтение и в хореографии, и в музыкальной обработке реконструкции Мариуса Петипа и Льва Иванова. Она была выполнена для Императорского балетного театра и впервые показана 15 января 1895 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга.

Для этой реконструкции оригинальную партитуру Чайковского откорректировал главный дирижёр Петербургского Императорского театра – композитор Риккардо Дриго.

Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства следующих постановок «Лебединого озера». В этом, петербургском варианте заложены главные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П.И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с её пополнением фрагментами не балетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход.

В 1933 году в бывшем Мариинском театре балет поставили заново в редакции Агриппины Вагановой. Спектакль стал как бы «историческим», более бытовым. Партию заколдованной принцессы-лебедя впервые разделили на двух героинь – принцессу и её соперницу.

В Германии широко распространено мнение, что на идею написания музыки к балету повлияло впечатление, которое на композитора произвело Лебединое озера, находящееся в предгорьях Альп, в окрестностях города Фюссен, а в России считают, что прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, центральная часть которого находилась напротив дома Чайковского.

В честь балета назван сорт розы с лепестками белого цвета Schwanensee, выведенный в 1968 году.

  • «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» – ВАЛЬС.

  • ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ

«Спящая красавица»

Этот балет признан настоящим мировым шедевром балетного искусства, он задал высокий стандарт для многих поколений.

Премьера состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра и произвела настоящий фурор. Идея воплотить эту потрясающую сказку на сцене пришла в голову директору Императорских театров И.А. Всеволожскому. Он решил поставить балет по французской сказке из политических соображений – горячо поддерживая курс царя Александра III на сближение с Францией. Вместе с балетмейстером Мариусом Петипа он занялся написанием либретто для постановки. Основой сцен и общего духа балета стало великолепие двора времен Людовика XIV. Всеволожский собственноручно занимался созданием эскизов для костюмов.

Написать, музыкальное сопровождение для спектакля предложили Петру Ильичу Чайковскому. Всеволожский и Петипа предоставили композитору исключительно точный план балета, который был просчитан буквально до такта, поэтому от него требовалась точная и трудоемкая работа. Чайковский, в свою очередь, создал поистине уникальное произведение, совершившее настоящий прорыв в балетной музыке. Подняв планку очень высоко, «Спящая красавица» стала своеобразным эталоном на долгие годы, впервые сделав музыку для балета высочайшей категорией искусства. Именно благодаря стараниям композитора «Спящая красавица» превратилась в хрестоматию классического балета, вобрав в себя все самые изысканные и тончайшие его элементы.

Хореография не отставала от музыкальной темы – М. Петипа воплотил совершенство движений в каждом акте, сделав танец невероятно логичным и продуманным до мельчайших деталей. Каждый акт являет собой самостоятельное произведение, подобно части симфонии – замкнутой и полноценной по форме.

Чайковский писал музыку для балета, путешествуя по Европе, и за время работы над «Спящей красавицей» посетил Париж, Марсель, Тифлис, Константинополь, а затем, вернувшись в Москву, предоставил готовую работу.
«Спящая красавица» стала не только самой красивой, но и самой дорогой постановкой Мариинского театра: на балет выделили 42 000 рублей (четверть годового бюджета театров Петербурга).

  • «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» - ПРОЛОГ

«Щелкунчик»

Занимает особое место среди поздних произведений П.И. Чайковского. В нем впервые прозвучала челеста – музыкальный инструмент, выписанный из Парижа по просьбе композитора. В своем последнем балете он обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» – преодолению злых чар силой любви.

В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Для балета композитор выбрал известную сказку Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» (1819-1821). Сказка была использована не в подлиннике, а во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом под названием «История Щелкунчика». Чайковский сначала сам «письменно изложил сюжет «Щелкунчика» со слов Всеволожского» и только затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа, сделавшим подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию.

В декабре 1892 года «Щелкунчик» предстал перед публикой на сцене Мариинского театра. Критика была разгромной. Однако, несмотря на оглушительный провал, балет продержался в репертуаре театра более 30 лет.

Новую постановку в 1934 году поручили балетмейстеру Василию Вайнонену. В своем варианте он опирался на традиции Петипа и Иванова. В целом новый спектакль придерживался старого сюжета, но оказался удачным и более 70 лет исполняется на родной сцене, превысив счет в 300 представлений. В 1954 году появилась великолепная сценография Симона Вирсаладзе.

«Щелкунчик» Вайнонена-Вирсаладзе стал классическим балетом XX века. В 1958 году театр подарил его Хореографическому училищу, и с тех пор каждое новое поколение Академии русского балета танцует его на сцене театра.

В 1966 году в Большом театре в Москве появилась постановка Юрия Григоровича, которую историки театра считают почти идеальным решением партитуры Чайковского. Взяв за основу сценарий Петипа, Григорович создал сквозной сюжет. Именно эта версия «Щелкунчика» идет в наши дни на сцене Большого.

В 2001 году появилась одна из самых необычных вариаций «Щелкунчика» – либретто Мариуса Петипа переработал художник Михаил Шемякин, сильно гофманизировав спектакль. Он добавил в знакомую сказку множество фантасмагорических образов, гротескных персонажей и совсем не детских тем. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра.

  • «ЩЕЛКУНЧИК» – ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ

  • ВАЛЬС ЦВЕТОВ

ПОЕЗДКИ ЗА ГРАНИЦУ И ГАСТРОЛИ

С 1879 года Чайковский проводит много времени за границей, где не перестает работать над новыми произведениями.
14 декабря 1887 года Пётр Ильич дирижировал в Петербурге премьерой «Моцартианы», а на следующий день отправился в первую заграничную гастрольную поездку. 28 декабря 1887 года он написал Н.Ф. фон Мекк: «В дороге и в Берлине, где я оставался два дня, мной овладела такая безумная тоска по отчизне, такой страх и отчаяние, что я колебался, не вернуться ли мне». Чайковский побывал в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне, дирижируя концертами своих произведений. Гастроли упрочили его славу в Европе.

В ноябре-декабре 1888 года композитор в Праге дирижировал премьерой «Евгения Онегина» в Национальном театре (первая постановка оперы за рубежом) и концертом, в котором прозвучали Пятая симфония и Второй концерт для фортепиано с оркестром.

В январе-апреле 1889 года состоялась вторая концертная поездка за границу. Чайковский выступил в Кёльне, Франкфурте, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге и Лондоне.

6 апреля 1891 года композитор отплыл из Гавра в Нью-Йорк. Первый концерт состоялся 23 апреля в Нью-Йорке в честь открытия Карнеги-холла.

В сентябре 1892 года Чайковский приехал на первое исполнение «Пиковой дамы» в Прагу.

В мае 1893 года в Великобритании Петра Ильича Чайковского возвели в степень почётного доктора Кембриджского университета. По традиции, те, кто был выдвинут в почётные доктора музыки, исполняли свои произведения – Чайковский в Кембридже дирижировал симфонической поэмой «Франческа да Римини».

Последние годы жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе в доме, где сейчас находится его музей.

Вечером 20 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который поставил диагноз – холера. Болезнь протекала тяжело. Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября, все расходы император Александр III велел покрыть «из Собственных сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы. В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии – принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен Пётр Ильич Чайковский в Александро-Невской лавре, в Некрополе мастеров искусств.

Чайковский говорил о своей музыке:
«Я хочу, желаю, люблю, чтобы интересовались моей музыкой, хвалили и любили ее… Я хочу, чтобы мое имя было этикеткой, отличающей мой товар от других, и чтобы этикетка эта ценилась, имела бы на рынке спрос и известность».