«Песня, спетая сердцем»: памяти Леонида Утёсова посвящается

Сегодня мы расскажем о Леониде Осиповиче Утёсове – замечательном советском исполнителе, создателе и руководителе Государственного эстрадного оркестра РСФСР.

Песня, спетая сердцем
Памяти Леонида Утёсова посвящается
Жил да был на белом свете мастер.
Силою волшебною владел.
О любви, о мужестве, о счастье
Он всю жизнь не уставая пел.

Пел он сердцем, пел он вдохновенно,
Первым запевалой был в стране.
Сколько песен спел он довоенных,
Сколько песен спел он о войне!

…Не забудем мы любимых песен
И черты знакомого лица.
Улица Утесова в Одессе
Через наши пролегла сердца. (Слова Ф. Лаубе, музыка Б. Фиготина)

Советские критики придумали для утёсовского стиля специальный термин – «песенный джаз». Интимная, микрофонная манера пения создавала у слушателей чувство, что певец обращается к каждому из них. Утёсова часто обвиняли в отсутствии голоса и в том, что он «поет бровями». «Пусть так, – говорил артист и добавлял: – Я пою не голосом, я пою сердцем!»

Лазарь Вайсбейн родился 10 (22) марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье. Многие годы во всех справочниках днём рождения Утёсова называлось 9 (21) марта 1895 года. Сам певец отмечал день рождения 22 марта, а отвечая на вопрос по этому поводу, отшучивался: «Энциклопедия считает, что 21-го. Она энциклопедия и ей видней».
Отец, мелкий коммерсант (по другим данным – экспедитор одесского порта), – Осип Кельманович (Иосиф Калманович) Вайсбейн, мать – Малка Моисеевна Вайсбейн (в девичестве Граник). В записи о бракосочетании родителей отец назван херсонским купеческим сыном, мать – одесской мещанкой. Мама занималась домом и детьми.
Квартира располагалась в Треугольном переулке, о котором Леонид Осипович позднее напишет: «Треугольный переулок, квартира с балконом на втором этаже, скромные будни семьи, где растет пятеро детей». Мальчик, росший у моря, практически с пеленок научился плавать, а когда подрос, мечтал стать моряком на большом корабле. Но быстро поменял желание, увидев однажды тушение пожара, после чего решил, что будет носить такую же форму, как пожарники. Когда мальчику исполнилось восемь, родители отдали его в училище Файга, но учиться Лазарю было скучно – он предпочитал пение в хоре и попутное освоение музыкальных инструментов, из которых больше всего любил скрипку. Отставание в учебе и постоянные замечания привели к тому, что мальчик испачкал стул учителя мелом и чернилами, за что был отчислен.

Лазарь не стеснялся петь на площадях Одессы, аккомпанируя себе на скрипке, играл на гитаре в струнном бродячем оркестре Ярчук-Кучеренко, а в 14 лет отправился с передвижным цирком борца Ивана Бороданова по городам Украины. Он выступал в качестве гимнаста, музыкального эксцентрика и Рыжего клоуна в Одессе, Кременчуге, Херсоне и Николаеве.

В 1911 году одесский артист Ефим Скавронский пригласил юношу в свою миниатюру «У разбитого зеркала». При этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!»
«Вопрос «Как вы хотите называться?» меня не удивил, тогда люди, приходя на сцену или в литературу, очень часто брали красивые и романтичные имена. Вопрос не удивил меня, но взбудоражил. Действительно, как я хочу называться? Да уж как-нибудь красиво и возвышенно… Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Утёсы, есть же ещё утёсы!… «Утёсов?» – мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится. И, знаете, не только мне». (Из книги Леонида Утесова «Спасибо, сердце! Воспоминания, встречи, раздумья»).

Отныне родные и близкие, все люди на земле должны называть его не иначе, как Леонид Утёсов, – об этом артист сообщил в газете.
В 1912 году Утёсов устроился в Кременчугский театр миниатюр. В 1913-м поступил в одесскую труппу К.Г. Розанова и до революции 1917 года играл в нескольких театрах миниатюр. Был артистом антрепризы Н.И. Собольщикова-Самарина в Киеве, Одессе, Херсоне, Феодосии, Александровске, Екатеринославе. Пока он гастролировал только в близлежащих городах, и в Запорожье увидел девушку, впоследствии ставшую его женой, – артистку Елену Голдину (Ленскую). В 1915 году у них родилась дочь Эдит. Отец баловал и боготворил девочку. Этот брак продлился почти 50 лет, и был одной из главных удач в жизни певца.

Первое заслуженное признание пришло к Утёсову в 1917 году в Гомеле, на конкурсе куплетистов, где он стал победителем. В том же году артист приехал в Москву: выступал на эстраде, играл в различных театрах, выступал в столичном саду «Эрмитаж».

После Октябрьской революции, в 1919 году, Утёсов впервые снялся в кино. В фильме под названием «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта, борца за свободу» он появился в образе адвоката Зарудного.

  • Музыка М.Воловаца, сл. В. Дыховичного «Одессит Мишка».

В 1920-е годы Леонид Осипович переехал жить в Петроград, где играл в Свободном театре, Театре Сатиры, «Палас-театре». Он активно участвовал в театральных и опереточных постановках, создал собственный спектакль-бенефис «От трагедии до трапеции», который называл «синтетическим». Публика рукоплескала гимнастическим номерам и буффонаде, игре на скрипке и драматическим монологам. Утёсов играл Раскольникова, пел куплеты и читал юмористические зарисовки, танцевал и показывал пародии. Всё – в одном шестичасовом представлении. Продолжалась и его кинематографическая карьера.  Леонид Осипович первым стал исполнять на эстраде произведения Исаака Бабеля, Эдуарда Багрицкого, Михаила Зощенко.

В качестве туриста вместе с женой и дочерью Утёсов в 1928 году отправился в Париж. Там посещал кабаре, где с восторгом наблюдал за выступлениями американского оркестра под управлением Теда Льюиса («Ted Lewis and His Band»), поразившего его тем, что потом он сам назвал «театрализацией». После этой поездки артист решил соединить западный опыт с традициями российского эстрадного театра, придав ему соответствующую духу времени «советскую» злободневность.

В 1929 году Утёсов создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета. Успех был ошеломительным. Композиции для Утесова писали Владимир Масс и Николай Эрдман, музыку и стихи - Исаак Дунаевский и Василий Лебедев-Кумач. Первым профессиональным музыкальным руководителем «Теа-джаза» стал блестящий джазовый трубач Яков Скоморовский. Сам Утёсов не получил систематического музыкального образования, хотя в училище Файга научился играть на нескольких инструментах. Саксофонист Аркадий Котлярский, 32 года проработавший в оркестре Утёсова, вспоминал, что Леонид Осипович поначалу не знавший нот (нотной грамотой овладел только к середине 1930-х годов), довольно быстро научился читать партитуру и, стоило ему захотеть, мог научиться играть на любом инструменте. При этом, обладая природной музыкальностью и организаторским талантом, он безошибочно подбирал в свою команду первоклассных музыкантов. Успех был значительным – с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем оркестра. В разное время у него работали пианисты, аранжировщики и композиторы Леонид Дидерихс, Михаил Воловац, Николай Минх, Аркадий Островский, Вадим Людвиковский, Владимир Старостин.

  • Музыка Фанни Гордон, сл. В. Лебедева-Кумача «У самовара».

В 1934 году коллектив стал называться Джаз-оркестром под управлением Л. Утёсова, в 1940 году он получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР, а в 1947 году – Государственного эстрадного оркестра РСФСР. Музыканты исполняли западные шлягеры и написанные специально для них инструментальные композиции, песни. Постепенно именно песни заняли главное место в программах.

Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским. Постоянно не работавший в оркестре, он поставлял значительную часть песенного и инструментального репертуара, способствуя его популярности. В содружестве с И. Дунаевским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Массом и Н. Эрдманом Утёсов создал эксцентрические музыкально-комедийные обозрения «Джаз на повороте» (1930) и «Музыкальный магазин» (1932), а также исполнил немало песен на стихи современных советских поэтов.

В 1934 году на экраны вышел фильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и при участии его оркестра. «Сердце, тебе не хочется покоя» после премьеры пела вся страна. А Марш веселых ребят в фильме появился благодаря режиссеру: Григорий Александров напел мотив мексиканской песни «La Adelita» Исааку Дунаевскому, и композитор сделал аранжировку, Василий Лебедев-Кумач написал стихи, а Утесов блестяще его исполнил. Фильм имел оглушительный успех, как в Советском Союзе, так и за рубежом.

  • Муз. И. Дунаевского, сл. В.Светлова «Как много девушек хороших».

  • Муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Марш веселых ребят».

«До «Весёлых ребят» американцы знали Россию Достоевского. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами», – говорил о фильме Чарли Чаплин.

Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране. Однако в газетных рецензиях исполнитель главной роли даже не упоминался. Леонид Осипович так комментировал несправедливое отношение к себе: «Когда отмечалось пятнадцатилетие советского кино, Г. Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова – звание заслуженной артистки, а я – фотоаппарат».

О том, какое значение Утёсов придавал сотрудничеству с Дунаевским, свидетельствуют названия двух книг его воспоминаний с аллюзиями на песни композитора – «С песней по жизни» и «Спасибо, сердце!».

В 1936 году в оркестр пришла дочь Леонида Осиповича – Эдита: «У нас она как-то сразу пришлась, что называется, ко двору и сразу стала одним из самых активных участников нашего коллектива – не только актрисой и певицей, но и моим помощником и советчиком. А часто и критиком», – писал Утёсов. К огромному удивлению отца, дочь понравилась зрителям. Они стали петь дуэтом: мягкое, но звонкое сопрано Диты прекрасно сочеталось с хрипловатым тембром Леонида Осиповича. Особая душевность исполнения, которая сделал Утёсова – достаточно среднего вокалиста – великим певцом, передалась и ей. Этот успешный творческий тандем, в котором не было места зависти, но была семейственность в лучшем смысле слова, просуществовал 17 лет. Вместе отец и дочь записали прекрасные песни: «Будьте здоровы, живите богато», «Тучи над городом встали», «Дорогие мои москвичи» и другие.

  • Музыка П.Мизраки, сл. А.Д’Актиль «Все хорошо, прекрасная маркиза».

В 1937 году Джаз-оркестр Утёсова представил новую, почти исключительно песенную программу «Песни моей Родины», которая, регулярно обновляясь, шла несколько лет, вплоть до 1941 года. Первый в Советском Союзе музыкальный клип тоже сделал Утесов – на песню «Пароход», которая вошла в «Концерт на экране», снятый на «Ленфильме» в 1940 году.

  • Музыка Н.Минх, сл.А.Д’Актиль «Пароход».

Первая книга Утёсова, «Записки актёра», вышла в 1939 году. Предисловие к ней написал Исаак Бабель.

С началом Великой Отечественной войны репертуар оркестра изменился. Приезжая с концертами на фронт, он исполнял и знаменитую песню «С одесского кичмана», которая нравилась Сталину, и «Сердце, тебе не хочется покоя!», но трепетнее всего – «Катюшу» и «Мишку-одессита», «Жди меня» и «Солдатский вальс». Утёсов оперативно подготовил новую программу «Гадам нет пощады», с ней оркестр ездил на передовую. В московском «Эрмитаже» Леонид Осипович выпустил программу «Бей врага!» и давал благотворительные концерты, сборы от которых шли на строительство истребителей: на средства музыкантов были построены два самолёта Ла-5Ф под названием «Весёлые ребята» и подарены 5-му гвардейскому истребительному авиаполку.

  • Музыка М. Блантера, сл. К. Симонова «Песня военных корреспондентов».

Леонид Осипович был участником торжественного концерта на Красной площади в честь победы 9 мая 1945 года. Немного позднее артист представил на суд публики специальную программу к 800-летию столицы, открывавшуюся оркестровой композицией «Москва». В её финале впервые прозвучала песня на музыку И. Дунаевского «Дорогие мои москвичи». Впоследствии в Ленинграде оркестр исполнял её с изменённым текстом и под названием «Ленинградцы, родные друзья».

  • И.Дунаевский, сл. В.Масс и М.Червинского «Дорогие мои москвичи».

После войны Утёсов и его оркестр продолжили гастролировать по стране, записывать пластинки, выступать на радио, а потом и на телевидении. В начале 1950-х годов появилась песня, которую все одесситы считают своей: «У чёрного моря» – визитная карточка Утёсова.

  • Музыка М.Табачникова, сл.С.Кирсанова «У чёрного моря».

К 25-летию оркестра, в 1954 году, была выпущена юбилейная программа «Серебряная свадьба», а в марте 1960 года в Московском театре эстрады коллектив с опозданием на год отметил очередную «круглую» дату программой «Тридцать лет спустя».

В 1963 году вышла последняя программа Утёсова «Перелистывая страницы». Несправедливо поздно, лишь в 1965 году, государство по достоинству оценило заслуги всенародного любимца – ему присвоили звание народного артиста Советского Союза. После этого Леонид Осипович завершил концертную деятельность, хотя принимал участие в сборных праздничных концертах и телепередачах.

Оставшиеся 16 лет жизни он писал ещё одну книгу – «Спасибо, сердце!», отвечал за художественную часть жизни оркестра, музыкальным руководителем и главным дирижёром которого с 1974 года работал Константин Певзнер, и много снимался на телевидении, но почти не выходил на сцену.

Леонид Осипович сильно сдал после смерти жены в 1962 году, однако 8 октября 1981 года заключил брак с Антониной Сергеевной Ревельс (1923-1997) – танцовщицей в его Джаз-оркестре. Свидетелем на домашней регистрации их брака был знаменитый джазист Олег Лундстрем.

Последнее выступление Утёсова состоялось в декабре 1981 года. Примерно в это же время на Центральном телевидении был снят полуторачасовой разговор с артистом. Передача вышла в эфир уже после его смерти, весной 1982 года. Замечательный и всеми любимый артист скончался 9 марта 1982 года в Москве на 87-м году жизни. Он на полтора месяца пережил свою дочь Эдит, умершую 21 января. Похоронен Утёсов на столичном Новодевичьем кладбище.

В том же году на экраны вышел мультипликационный фильм «Старая пластинка», где запечатлен образ Леонида Осиповича, звучат многие песни в исполнении его и Эдит: «Все хорошо, прекрасная маркиза», «Песня старого извозчика», «Сердце, тебе не хочется покоя!» и другие.

  • Музыка В. Богословского, слова Я. Родионова «Песня старого извозчика».

В городе детства и юности Утёсова, в сквере рядом с улицей Дерибасовской установлен памятник любимому земляку, деньги на который собрали сами одесситы. Там же, в Одессе, по инициативе племянницы Леонида Осиповича – Майи Молодецкой – открыт музей-квартира в доме, где он жил. Ее усилиями сохранены многие фотографии и письма, а также личные вещи артиста. Позднее экспозиция расширилась благодаря Эдуарду Амчиславскому, который привез из Америки большую коллекцию вещей, связанных с легендарным певцом. Одесские власти распорядились провести реконструкцию дома и двора, где рос Лазарь Вайсбейн. Сейчас там работает музей. В 2010 году памятник Косте Потехину из «Весёлых ребят» установили на набережной в Абрау-Дюрсо. Надпись на бронзовой музыкальной пластинке гласит: «Весёлые ребята, Л. Утесов, пастух из Абрау-Дюрсо».

Список использованной литературы: