«Опальный Орфей»: ко дню рождения Вадима Козина

Вадим Козин – эстрадный певец, поэт, композитор. Написал более 300 музыкальных произведений. Его репертуар состоял из русских народных и лирических композиций, насчитывавших несколько тысяч. Голос певца называли лирическим тембром – он легко и непринужденно передавал страсть и тоску, нежность и молодецкую удаль.

  • «Дружба» – исп. В. Козин.

Детство

Вадим Алексеевич Козин родился в Петербурге 21 марта (3 апреля) 1903 года. Его отец, Алексей Козин – купец первой гильдии, образование получил в Париже и занимал должность служащего в городском отделении банка Lion Credit. Мама, Вера Ильинская, была из цыганской хоровой династии Ильинских-Санкиных и обладала великолепными вокальными данными, часто баловала домашних пением. Кроме сына Вадима, в семье росли четыре дочки.

Жили счастливо и зажиточно. Детство Вадим Козин провел в городе Луга под Петербургом. Учился в 178-й гимназии на Малой Посадской, 26 и служил в детском отделении библиотеки подавальщиком книг из хранилища. Затем окончил краткосрочные курсы и стал младшим библиотекарем.

После Октябрьской революции Козины потеряли все. Отцу пришлось идти в артель, а мама работала уборщицей в Монетном дворе. Отец умер рано, поэтому Вадим помогал содержать семью: работал грузчиком, прислуживал в ресторанах.

«Матери я обязан всем. Она – мой главный и первый учитель. «Никогда не пой того, чего не чувствуешь. Ты должен очень точно представлять, о чем хочешь сказать», – вспоминает Козин ее наставления.

Творчество

Артистическую карьеру Вадим Козин начал тапёром в кинотеатре Народного дома, озвучивая немые фильмы. С 1920 х годов он стал выступать в хоровом самодеятельном кружке клуба Ленинградского монетного двора. Кроме того, пел в комическом хоре Чарова, выступал в сборных концертах в кинотеатрах «Великан», «Гигант», «Капитолий», «Колосс».
В 1929 году появилась песня «Бирюзовые колечки», ставшая дебютной в творческой биографии Козина.

  • «Бирюзовые колечки» – исп. В. Козин.

В 1931 году Вадима приняли в штат концертного бюро Дома политпросвещения в Ленинграде. В 1933 году он перешел в Ленгорэстраду и стал профессиональным исполнителем. Даже придумал себе сценический псевдоним Холодный – в память о «звезде» русского дореволюционного кинематографа Вере Холодной.

В 1936 году певец переехал в Москву, его аккомпаниатором на долгие годы стал Давид Ашкенази. Первые выступления Козина проходили в Зеленом театре Парка культуры и отдыха им. М. Горького. В первых сольных программах он исполнял множество романсов и песен: «Пара гнедых», «Вот мчится тройка почтовая», «Нищая», «Эй, быстрей летите, кони», «Улыбнись, Маша». Именно в его исполнении впервые прозвучала и стала популярной «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»).

  • «Пара гнедых» – исп. В. Козин.

  • «Вот мчится тройка почтовая» – исп. В. Козин.

Козин всерьез задумался о создании собственного репертуара, хотя мог рассчитывать только на свой вкус и подсказки матери. Он стал автором более 300 произведений. Создавая очередную песню, внимательно следил за тем, чтобы удачно сочетались стихи, музыка, исполнение. И писал музыку на любые слова, главное – чтобы они шли из души.

В 1939 году Вадим Козин и поэтесса Елизавета Белогорская создали настоящий шедевр – романс «Осень» («Не уходи, еще не спето столько песен…»). Эта композиция стала одной из самых любимых у слушателей, своеобразной визитной карточкой исполнителя. Хотя и другие его работы – «Прощай, мой табор», «Маша», «Любушка» – пользовались огромной популярностью.

  • «Осень» – исп. В. Козин.

  • «Любушка» – исп. В. Козин.

Козин мог исполнить до 40 песен за концерт, буквально без устали, причем пел без микрофона. Успеху певца способствовал не только обширный репертуар, но и индивидуальная творческая манера. Можно было посетить несколько его концертов подряд, и каждый не напоминал предыдущий: другие песни и интонации, иной способ общения с публикой.

Зрителей привлекала страстная сила и красота голоса певца, передававшего тончайшие нюансы человеческих переживаний, радость и боль сердца, надежды и страдания.
В исполнении Вадима Козина по-новому зазвучали такие известные романсы и песни, как «Утро туманное», «Мой костер», «Калитка», «Ехали цыгане», «Пара гнедых» и другие.
Любимым произведением самого Козина был романс «Нищая». Он говорил, что это произведение будто возвращает его в революционный Петроград, а перед глазами возникает бывшая дворянка, торговавшая спичками у Казанского собора. Однажды Козин предложил ей помощь, но гордость не позволила женщине взять у него деньги.

  • «Нищая» – исп. В. Козин.

В годы Великой Отечественной войны Козин выступал вместе с фронтовыми агитбригадами и исполнял песни «Махорочка», «Костромская – Калужская», «Ленинград мой», «Прогулка».

  • «Махорочка» – исп. В. Козин.

  • «Ленинград мой» – исп. В. Козин.

Его слушателями были даже участники Тегеранской конференции 1943 года. Вадиму посчастливилось увидеть таких звезд, как Морис Шевалье и Марлен Дитрих. Хотя некоторые биографы певца сомневаются в подлинности этой информации.

Пластинки в то время делали из шеллака (природной смолы). Когда он понадобился для нужд фронта, чтобы изготавливать взрывчатые вещества, на пластинках Козина ставили штамп «Обменный фонд»: их не отправляли на бой, а выдавали по одной в обмен на десять пластинок любых других исполнителей, сданных в переработку. Это свидетельство особого статуса и поистине всенародной популярности певца.

Магадан

В мае 1944 года Козин был арестован, а в феврале 1945 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по трём статьям УК РСФСР.

По словам концертного директора Павла Шахнаровича, Вадим сидел по 58-й статье. Музыкант любил антисоветские анекдоты, но плохо их запоминал, поэтому, чтобы не забыть, старался записывать в специальную тетрадку. Однажды Козин жил в номере гостиницы «Москва», и эта тетрадка попала в руки горничной. «Бдительная» женщина сообщила, кому следует, и наказание не заставило себя долго ждать.

Предполагают, что Козин попал за решетку, потому что не прославлял Сталина в своих песнях. А, может, из-за того, что музыкант конфликтовал с Берией, который пообещал эвакуировать родных Козина из Ленинграда, но не выполнил данное обещание. Во время допросов в НКВД исполнителя обвиняли в связи с немецким пропагандистом Геббельсом. Под угрозой физической расправы он подписал все, что подсунули следователи.

Наказание Вадим Козин отбывал на Колыме. Добирался до Магадана долго. Продолжительное время находился в Находке, где выступал перед местным начальством и во многих клубах Приморья. В Магадан он прибыл 4 ноября – в канун Октябрьских праздников и в тот же вечер вышел на сцену.

К тяжелым физическим работам Козина не привлекали – он работал в Магаданском музыкально-драматическом театре вместе с другими известными артистами –заключенными.
Начальником Главного управления строительства Дальнего Севера (Дальстрой) был генерал Иван Федорович Никишов, а начальницей Маглага – его жена, Александра Романовна Гридасова. Это была уникальная женщина. «Она любила музыку и даже хотела ставить оперы в Магадане», – вспоминает Нина Кошелева, ее ближайшая подруга. Однажды Гридасова захотела поставить «Травиату», но в ее распоряжении не было музыкантов. Певцы имелись – сидели по 58-й статье, а вот оркестр отсутствовал. Тогда Никишов ее успокоил: «Потерпи немножко. Мы уже арестовали оркестр Львовской филармонии, скоро он целиком приедет сюда». Гридасова по всем лагерям искала актеров, музыкантов и вытаскивала их в Магадан.

Всем артистам «крепостного театра» милостиво дозволялось ходить не в робах, а в одежде, привезенной с собой: им надлежало прилично выглядеть перед искушенной публикой. Козин всегда был франтом.

Будущий легендарный золотопромышленник, а на тот момент – зэк Вадим Туманов в своей книге «Все потерять – и вновь начать с мечты» рассказывает про выступление Козина на лагерном прииске «Перспективный»: «Первые три-четыре ряда, по обыкновению, занимали лагерные начальники, их семьи, а за ними заключенные. Вдоль стен стояли надзиратели, переводя взгляд со сцены на всех нас и с нас на сцену. Уже смолкли приветственные хлопки, а Козин продолжал на виду у всех стоять молча.

И тут происходит невероятное. Козин делает шаг вперед, почти к краю сцены, и говорит четко, с паузами между словами: «Я приехал петь для заключенных. Поэтому прошу лагерное начальство оставить нас одних». Зал цепенеет, не зная, как к этому отнестись. После короткого замешательства по знаку начальника лагеря офицеры и их семьи, а вслед за ними надзиратели покидают столовую. «Спасибо», – говорит им вдогонку Козин».

В начале 1950 года «за хорошую работу и примерное поведение» Вадима Козина досрочно освободили. Певец остался жить в Магадане. Как раз в это время с ним подружилась Нина Кошелева. Она вспоминала: «Его никто не брал на работу, и, конечно, он очень нуждался. Директором магаданской библиотеки на тот момент была Елена Сергеевна Малаховская. Она решилась устроить Козина в отдел МБА. Что это была за работа? Если вы хотели прочитать какую-то книгу, а у нас в библиотеке ее не оказывалось, мы заказывали ее в любой библиотеке страны – и она приходила по почте. Козин занимался тем, что оформлял заказы, ходил на почту, получал их и в своей любимой сетчатой авоське приносил в библиотеку. Я работала библиографом. Тогда мы и познакомились, а потом подружились».

3 марта 1955 года Козин был назначен «артистом высшей категории в областной музыкально-драматический театр имени М. Горького с окладом 2475 рублей в месяц».
В 1958 году он впервые за последние годы совершил гастрольный тур по центральным регионам страны, но вернулся на Колыму. Теперь его песни были не только о любви, но и о тяжелой судьбе. В 1960-х годах появляются «Не стращай меня горькой судьбиной» (А. Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко).

  • «Идут белые снеги» – исп. В. Козин.

Последние годы жизни

Магадан стал для Козина второй родиной. Понадобилось десять лет жизни в тех краях, чтобы сложить первую песню – «Магаданский ветерок» на слова Юрия Магалифа. Около 20 посвящённых Магадану песен вошли в «Колымский цикл».

  • «Магаданский ветерок» – исп. В. Козин.

В начале 1990-х годов в стране неожиданно проснулся интерес к забытому певцу. На центральных телеканалах вышло несколько передач, посвящённых его творчеству и таланту. На празднование 90-летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. Был организован «Музыкальный салон Вадима Козина». 90-летие артиста в магаданском театре отметили без маэстро – тот «закапризничал» и на собственный юбилей не пришел. На сцене поставили кресло и завалили его цветами, а зал утонул в овациях, когда под его сводами зазвучал в записи тихий голос певца.

Сердце Вадима Козина остановилось 19 декабря 1994 года. Он похоронен на Марчеканском кладбище Магадана.

В 1995 году был создан мемориальный музей в квартире, где певец жил, начиная с 1968 года, по адресу Школьный переулок, 1, квартира 9. Здесь сохранили интерьер: пианино «Красный Октябрь», магнитофон «Тембр», радиоприёмник с подводной лодки, мебель, предметы быта и личные вещи. В этой квартире Козин принимал гостей и пел для Бориса Штоколова, Олега Лундстрема, Евгения Евтушенко, артистов цыганского театра «Ромэн».

Интеллектуальное и творческое наследие Вадима Козина составляют магнитные ленты, записанные певцом в домашних условиях в 1960-е – 1970-е годы, большая переписка и личные дневники конца 1950-х – начала 1990-х годов, обширная библиотека, собрание нот и афиш, страноведческая коллекции газетных публикаций, архив личных фотографий.
В 1983 году Вадим Алексеевич в возрасте далеко за 80 наконец решился сделать предложение любимой женщине, которую звали Дина Климова. Бывшая учительница и поклонница, она помогала Козину по хозяйству, а после смерти певца стала первым директором его мемориального музея.

Интересные факты

Магаданцы говорили: «В Париже есть Эйфелева башня, а у нас – Вадим Козин».

Если Козина звали в какой-нибудь город, он говорил: «Приезжайте ко мне сами». Так у него перебывал весь цвет советской и российской эстрады.

Где бы не выступал певец – на фронте или в тылу, перед рабочими или руководителями держав, – он ставил на рояль рядом с собой маленькую резиновую серую кошку. Ни один концерт не состоялось без этого талисмана.

У Вадима Козина была феноменальная память. В его репертуаре насчитывалось более 2000 «единиц хранения» – он знал наизусть все когда-либо исполненные песни и романсы, пусть даже написанные до войны.

Его пластинки выходили с 1937 до 1993 года большими тиражами. Первый диск-гигант фирмы «Кисмет» вышел в США в 1960-х годах, американцы наградили его бриллиантовой звездой.

Вадим Козин состарился в компании любимых, кошки Чуни и кота Бульдозера.

Памятник Вадиму Козину открыли в Магадане 21 марта 2013 года. Это событие произошло по случаю 110-летия со дня рождения певца, в сквере у дома, где он жил. Автор скульптурной композиции – магаданский художник Юрий Степанович Руденко. Он изобразил Козина сидящим на скамье в своем стареньком пальто и валенках, с кошкой на руках. Рядом лежит папка со стихами, на которой написано «Певец и композитор Вадим Козин».

Список источников:

Книги:

  • Савченко Б.А. Вадим Козин. – Смоленск: «Русич», 2001. – 416 с. – (Герои без тайн).
  • Медведев Ф.Н. Мои Великие старики – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 448 с. – (Окно в историю).

Интернет-ресурсы: