Майя Кристалинская: к юбилею певицы

Этот выпуск «Старой пластинки» посвящен Майе Кристалинской, которой в феврале 2022 года исполнилось бы 90 лет.

Это имя – символ советской эстрады 1960-х – 1970-х годов. Песни в ее исполнении звучали на радио и телевидении, миллионными тиражами записывались на пластинки. Их пели везде: под гитару у костра, за столом в компании друзей и под настроение. На концертах Майи Кристалинской всегда были аншлаги, а манера исполнения делала певицу настоящей Народной артисткой.

Майя Кристалинская родилась в Москве 24 февраля 1932 г. Ее отец, Владимир Григорьевич, был математиком и много занимался с детьми. Он работал во Всероссийском обществе слепых – сочинял игры, головоломки и кроссворды для детей, печатался в газете «Пионерская правда», писал детские книги. Мать будущей певицы, Валентина, была домохозяйкой.

Майя хорошо знала математику, любила литературу, изучала иностранные языки, но больше всего любила петь и слушать музыку. Дома она с удовольствием напевала услышанные в театре оперные арии. В школьные годы Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. Ее пение нравилось всем, но связывать дальнейшую судьбу с искусством Майя не стала и, окончив в 1950 году школу, поступила в Московский авиационный институт (МАИ).

  •  «Записка» - музыка А. Островского, слова Ф. Пузырева.

В институте Кристалинская присоединилась к кружку художественной самодеятельности, пела на творческих вечерах. Подруга Майи – будущая известная оперная певица Галина Карева – предлагала ей оставить институт и посвятить себя пению, но Майя не могла на это решиться. После МАИ, в 1956 году, она попыталась работать по специальности – поехала по распределению в Новосибирск, на местный авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную ей должность, поэтому вскоре она вернулась в Москву. Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления Министерства авиационной промышленности, устроил будущую певицу в Конструкторское бюро Александра Яковлева, где она работала три года.

Еще учась в институте, Майя Кристалинская стала посещать эстрадную студию при Центральном доме работников искусств (ЦДРИ), где пела в ансамбле «Первый шаг» и была вокалисткой. В 1957 году участников этого коллектива пригласили выступить на мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Руководитель ансамбля Юрий Саульский пригласил Кристалинскую исполнить песни на испанском и итальянском: она пела на иностранных языках почти без акцента. На концертах певица исполняла «Колыбельную» и «Прощальную песню». В составе джазового коллектива Саульского Майя стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и получила серебряную медаль. На одном из таких выступлений она познакомилась со своим будущим мужем – писателем Аркадием Аркановым. Их брак продлился меньше года.

  •  «Колыбельная» -- музыка Эдуарда Колмановского, стихи Кайсына Кулиева (перевод с карачаево-балкарского Наума Гребнева).

К концу фестиваля, 8 августа 1957 года, в газете «Советская культура» появилась статья «Музыкальные стиляги», инициированная Д. Кабалевским и А. Цфасманом. Автор раскритиковал музыкантов ансамбля, в том числе Кристалинскую. Вскоре после разгромной публикации коллектив распался.

Майя продолжила заниматься музыкой и выступать с оркестрами, ей пришлось изменить репертуар. В свои первые гастроли на Украине в 1958 году Кристалинская поехала с джаз-оркестром Олега Лундстрема. Вернувшись с них, она уволилась из Конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах.
В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом Колмановским, пела его «Тишину», «В нашем городе дождь» и много гастролировала по стране, работая с разными коллективами, в том числе ансамблем Евгения Рохлина и Эдди Рознера.

  • «В нашем городе дождь» -- музыка Э. Колмановского, слова Е. Евтушенко.

  • «Девчонки танцуют на палубе» -- музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова, Н. Добронравова.

Ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Григорий Поженян, музыку – композитор Андрей Эшпай. Сразу после премьеры певица обрела необыкновенную популярность. Семимиллионный тираж пластинки с песней из фильма был распродан в мгновение ока, радиостанции каждый день передавали эту запись.

  • «Два берега» -- музыка А. Эшпая, слова Г. Поженяна..

Всесоюзная слава Кристалинской росла. Она продолжала гастролировать с разными музыкальными коллективами. Редакция популярной передачи «С добрым утром!» на Всесоюзном радио пригласила ее выступить в декабре 1960 года, и певица исполнила две песни – «Новогоднюю» и «Я иду».

  • «Новогодняя» -- музыка Е. Птичкина, слова Л. Куксо.

  • «Дождь в Ленинграде» -- музыка В.Шеповалова, слова К. Григорьев и Б. Гершт.

Во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера в 1962 году Кристалинская простудилась. Уже после возвращения в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу. В итоге у Майи нашли раковую опухоль. Ей пришлось отложить выступления и пройти курс лечения. Почти сразу после выписки из больницы она вернулась в коллектив и теперь на концертах всегда повязывала вокруг шеи платок, скрывая следы медицинского вмешательства.

В первой половине 1960-х годов, несмотря на болезнь, Майя Кристалинская записывала много песен, среди которых «Аист», «Топ, топ, топает малыш», «Карелия» и другие. Их крутили по радио, выпускали на пластинках. Певицу стали приглашать не только на передачу «С добрым утром!», но и на другие программы, в том числе на «Голубой огонек» и «Песню года».

  • «Аист» -- Музыка А. Островского, слова В. Семернина.

  •  «Топ, топ, топает малыш» -- музыка С. Пожлакова, слова Л. Маграчёва.

  • «Карелия» -- музыка А. Колкера, слова К. Рыжова.

Майя Кристалинская исполнила песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность», премьера которой состоялась в 1965 году на концерте в Колонном зале Дома союзов. Режиссер Татьяна Лиознова включила ее в свой фильм «Три тополя на Плющихе». Песня стала знаменитой и часто звучала на радио.

  • «Нежность» музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова.

  •  «Старый клен» -- музыка А. Пахмутовой, слова М. Матусовского.

Вскоре Кристалинская вышла замуж во второй раз – ее супругом стал скульптор Эдуард Барклай. Этот союз принес в жизнь Майи любовь и заботу. Эдуард по-особенному к ней относился: подбирал концертные платья, заботился о лечении и отдыхе.

В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию был назначен Сергей Лапин. С его приходом Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из «Песни года».

  • «А снег идет» -- музыка А. Эшпая, слова Е. Евтушенко.

  •  «Не спеши» -- музыка А. Бабаджаняна, слова Е. Евтушенко.

Звание заслуженной артистки РСФСР Майя Кристалинская получила в 1974 году, но ее по-прежнему не приглашали на телевидение и в крупные концерты. Она продолжила выступать на небольших площадках и фестивалях, в парках и кинотеатрах. Последние десять лет жизни певица все так же ездила с гастролями по СССР.

  • «Какая песня без баяна» -- музыка и слова О. Анофриева.

  • «Ты не печалься» -- музыка М. Таривердиева, слова Н. Добронравова.

В1980-х годах у Кристалинской начали ухудшаться речь и координация. В это время Майя занялась переводом с немецкого языка мемуаров ее любимой актрисы Марлен Дитрих. Книга под названием «Размышления» вышла уже после смерти певицы. В 1984 году умер муж Майи – Эдуард Барклай. После этого она сама попала в больницу. Весной 1985 года Кристалинскую выписали, но ее состояние не улучшилось – она потеряла речь.

19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Певица похоронена на Новом Донском кладбище в Москве, на ее могиле написано: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься – и опять споёшь».

Через два года на Центральном телевидении появилась передача, посвященная памяти Майи Кристалинской – «Эхом нашей юности была». Режиссер Талина Колесник собрала все, что можно было собрать в телеархиве.

Этой передачей советское телевидение попросило у Кристалинской прощения за столь долгое молчание. Майя снова улыбалась и грустила на экране.

  • «Если вам ночью не спится» -- музыка А. Островского, слова С. Михалкова.

  • «Я тебя подожду» -- музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

Список источников:

  • Гиммерверт А. А. Майя Кристалинская : [И все сбылось и не сбылось] / Анисим Гиммерверт. - Москва : Олимп ; Смоленск : Русич, 1999. - 472,[3] с. - (Женщина-миф).
  • Интернет-ресурсы: https://www.culture.ru/persons/9975/maiya-kristalinskaya