Людвиг ван Бетховен: наследие великого композитора

В декабре 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения немецкого композитора Людвига ван Бетховена, наследие которого насчитывает 5 фортепьянных концертов, 38 сонат, около 60 пьес и десятки других произведений.

Презентация о творчестве великого композитора

Детство и юность композитора.

Будущий композитор родился в Бонне 16 декабря 1770 года в многодетной семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена. Его дед, тоже Людвиг, обладал прекрасным басом и был придворным капельмейстером.

Рождение в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика. Первым учителем музыки Людвига стал отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то и ночью. Гениальных способностей, как у виртуоза Моцарта, у Людвига не наблюдалось, но талант к музыке имелся. Его и развивал первый настоящий учитель музыки – композитор Кристиан Готлоб Нефе.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось бросить школу, однако он успел выучить латынь, итальянский и французский, много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, а также современных поэтов – Уильяма Шекспира, Гете, Фридриха Шиллера.

Позднее в одном из писем Бетховен признался: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном смысле слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».

Впервые Людвиг выступил на публике в семь лет 26 марта 1778 года. Отец привез мальчика в Кельн и сказал, что ему всего шесть лет, желая подчеркнуть уникальность сына. Юный музыкант поверил словам отца и с тех пор считал себя младше на полтора года, чем на самом деле: полагал, что документ принадлежал его старшему брату Людвигу, умершему в младенчестве.

Когда Бетховену исполнилось 12, он впервые опубликовал свои произведения. Это был сборник вариаций для клавишных инструментов, который в итоге и сделал его самым популярным пианистом в истории. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 14 лет Людвиг был вынужден работать помощником органиста в придворной капелле, чтобы материально поддерживать семью.

  • Песня «Сурок». Исполняет Иван Козловский

В1787 году Бетховен посетил Вену и встретился с Моцартом. Услышав его импровизацию, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» В этом же году умерла мать Людвига, а отец сильно запил. Юноша вернулся в Бонн, устроился на должность альтиста в придворном оркестре и взял на себя заботу о младших братьях.

Вскоре у Бетховена появились покровители – семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, он учил музыке. Благодаря им Людвиг присутствовал на музыкальных собраниях, посещал салоны и был настолько признателен за поддержку, что до конца своих дней поддерживал близкие отношения, особенно с Лорхен и ее мужем.

Становление мастера

В ноябре 1792 года Бетховен покинул Бонн и переехал в Вену – крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у Й. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Людвиг отличался строптивостью, но учился ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. В первой и последней длительной гастрольной поездке (1796 год) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки – К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и другие. В их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а затем и симфонии, посвящения им можно найти во многих произведениях. Однако манера поведения Бетховена была неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один».

Не любивший преподавать, Бетховен все же стал учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано. Оба впоследствии снискали европейскую славу. Фердинанд Рис – сын боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов – приехал в Вену в конце 1801 года. Он уже владел инструментом и сам сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил ее и, придя к князю Лихновскому, исполнил. Князь выучил начало и, нанеся визит композитору, сказал, что хочет сыграть собственное сочинение. Бетховен догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и больше никогда ему ничего не играл.

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься Карл Черни. Он был, пожалуй, единственным ребенком среди бетховенских учеников: ему исполнилось всего девять лет, а он уже выступал с концертами. Черни учился у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, где отметил «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Память у Черни действительно была феноменальной – он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.

Позднее у Черни полтора года занимался Ференц Лист. Его успехи были столь велики, что учитель разрешил выступления перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одаренность мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе. Не Рис, не Черни, а именно Лист унаследовал бетховенскую манеру игры, основанную на трактовке рояля, как целого оркестра. Гастролируя по Европе, Ференц пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые адаптировал для рояля.

Доротея Эртман – одна из лучших пианисток Германии, тоже была ученицей Бетховена. Она славилась блестящим исполнением бетховенских произведений. Ей композитор посвятил Сонату № 28.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза – его игра поражала слушателей. Людвиг смело противопоставлял крайние регистры (в то время играли, в основном, в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далекий от изысканной манеры игры клавесинистов.

Соната для фортепьяно № 8 до-минор, оп. 13, известная как «Патетическая», была написана в 1798 году. Бетховен посвятил ее своему другу, князю Карлу Лихновскому. Вопреки сложившемуся мнению, не композитор дал название сонате: под впечатлением от трагического звучания «Великая патетическая соната» на титульном листе написал издатель.

  • Соната «Патетическая». Исполняет Вильгельм Кемпф

Бетховен высоко ценил дружбу и не позволял друзьям жить в нужде. Говорил, что пока у него есть кусок хлеба, он поделится им с другом, а если у самого не будет ни гроша за душой, просто сядет за стол работать.

Людвиг Бетховен – один из первых музыкантов, которым назначили пособие в 4000 флоринов, потому что знатные горожане не желали его отъезда из Вены во Францию, откуда пришло приглашение за подписью брата Наполеона.

Личная жизнь композитора

Личная жизнь композитора полна тайн, но в итоге не сложилась, хотя вокруг него всегда было много женщин. К своему несчастью, Бетховен влюблялся в дам, принадлежавших к иному сословию.

В 1801 году в Вене его ученицей стала прекрасная графиня Джульетта Гвиччарди, которой композитор всерьез увлекся и даже подумывал о женитьбе. Прекрасную «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Но графиня вышла замуж за графа Галленберга, которого считала лучшим композитором.

  • «Лунная соната». Исполняет Вильгельм Кемпф.

В 1804-1810 годах композитор питал нежные чувства к Жозефине Брунсвик, вдове графа Йозефа Дейма. Жозефина приняла ухаживания, отвечала на письма. Людвиг написал возлюбленной 15 страстных посланий, но вскоре по требованию семьи Жозефина прервала с ним отношения. В случае брака с не аристократом она лишилась бы возможности общаться с детьми и заниматься их воспитанием. После того, как в 1810 году Жозефина снова вышла замуж, за барона Штекельберга, Бетховен сделал предложение близкому другу – баронессе Терезе Мальфатти, сестре Жозефины. Эта женщина была музыкально одарена: прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Однако и эта попытка жениться оказалась безуспешной. Очевидно, именно Терезе посвящена багатель (небольшая музыкальная пьеса) «К Элизе».

  • Багатель «К Элизе». Исполняет Анатолий Угорский.

Последней надеждой на устройство личной жизни для Людвига Бетховена стала Беттина Брентано, подруга Гете, немецкая писательница. Но и здесь композитора ждала неудача: в 1811 году она вышла замуж за писателя Ахима фон Арнима. Семейное счастье обошло стороной великого композитора.

Архивы хранят три письма Бетховена к «Бессмертной Возлюбленной», чье имя остается загадкой по сей день. Поскольку он влюблялся во многих женщин, биографы затрудняются выделить ту, кого композитор мог бы так называть.

Великое наследие композитора

В 26 лет у Бетховена начались проблемы со слухом, которые в течение следующих 20 лет усугублялись. Более того, его день и ночь мучил звон в ушах, связанный со спецификой заболевания.

Фердинанд Рис вспоминает, что в мае 1809, когда войска Наполеона бомбардировали Вену, Бетховен боялся потерять остатки слуха из-за грохота взрывов, и прятался в цоколе дома, закрывая уши подушками.
В 1800-х годах Бетховен начал писать симфонии и создал единственную ораторию – «Христос на Масличной горе».

  • Оратория «Христос на Масличной горе». Хор ангелов.

В 1804 году была завершена Третья («Героическая») симфония – это начало нового, очень плодотворного этапа. Бетховен хотел посвятить симфонию Наполеону, но узнав, что тот объявил себя императором, зачеркнул посвящение со словами: «Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». В 1805 году за «Героической» симфонией последовала единственная опера «Фиделио». В 1806 году – Четвертая симфония, через год – увертюра «Кореолан», 1808 – знаменитые Пятая и Шестая («Пасторальная») симфонии. К этому же времени относятся музыка к трагедии Гете «Эгмонт», Седьмая и Восьмая симфонии, несколько фортепианных сонат, среди которых выделяются № 21 («Аврора») и № 23 («Аппассионата»).

  • Соната «Аппассионата». Исполняет Вильгельм Кемпф.

Как правило, Бетховен работал одновременно над несколькими произведениями. Стараясь довести творения до совершенства, он мог переделывать тот или иной фрагмент до 20 раз.

В 1813-1815 годах Людвиг уже не мог работать в полную силу и окончательно потерял слух. Но и в таком положении не сдался. Чтобы «слышать» ноты, использовал тонкую деревянную палочку: один ее конец зажимал в зубах, другой устанавливал на передней части инструмента. Благодаря вибрации он чувствовал, как звучит инструмент. Произведения, созданные в эти годы, полны глубины, трагизма и философского содержания, стали классикой на все времена.

Публичная игра на фортепьяно была главным источником дохода для Бетховена, кроме того, он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. Поэтому с потерей слуха для него наступили тяжелые времена. После провальной попытки исполнить собственный Концерт для фортепьяно № 5 («Император») в 1811 году он больше не появлялся на публике.
Однажды, когда Бетховен уже практически ничего не слышал, друзья, придя к нему домой, застали композитора за фортепьяно. Тот последовательно играл ноты нижнего регистра и, восхищенно слушая громовые раскаты звуков, заметил: «Разве это не прекрасно?» Гости были тронуты выдержкой и чувством юмора человека, постепенно окунавшегося в пронзительную тишину глухоты и по-детски радовавшегося тому, что слышит хотя бы звуки нижнего регистра.

Отсутствие слуха композитор компенсировал с помощью так называемых разговорных тетрадей, куда друзья во время беседы записывали для него свои реплики. Разговорными тетрадями композитор пользовался последние десять лет жизни, а до того его выручала слуховая трубка, которая сейчас хранится в Музее Бетховена в Бонне. Разговорные тетради стали драгоценным документом, из которого мы узнаем содержание дискуссий Бетховена, можем почерпнуть сведения о его мировоззрении и получить представление о том, как, по его мнению, должно исполняться то или иное произведение. Из 400 разговорных тетрадей 264 не сохранились, остальные были подвергнуты купюрам и правке после смерти композитора его личным секретарем Антоном Шиндлером. Являясь также первым биографом Бетховена, он, прежде всего, спасал свою и его репутацию: негативные высказывания в адрес монарха, которые Людвиг Бетховен себе позволял, могли стать причиной гонений и запретов со стороны власти. А еще он пытался идеализировать образ маэстро в глазах потомков.

На последнюю треть жизни композитора приходится создание лучших произведений, которыми по сей день не устают восхищаться слушатели: это Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп. 133, а также последняя Девятая симфония, которую часто называют «Хоральной».

Девятая симфония – это послание к человечеству, одно из выдающихся творений в истории мировой музыки. По величию идеи и глубине этического содержания, широте замысла и динамике образов она превосходит все, созданное Бетховеном.

  • Симфония № 9. Берлинский филармонический оркестр, дирижер Герберт фон Караян.

В 1785 году появилась «Ода к радости» Шиллера, призывавшая людей к объединению и сплочению. Она явилась отражением революционного времени, когда родилось желание создать новое общество и сделать жизнь лучше, опираясь не только на общекультурную, но и на социальную значимость. Именно это произведение привлекло внимание Бетховена. Он начал работать над первой частью симфонии в 1822 году и закончил через два года, а тема второй части была написана еще в 1815 году.

В 1824 году состоялась премьера Девятой симфонии, на которой дирижировал известный в те времена дирижер и капельмейстер И. Умлауф. Бетховен стоял рядом и показывал темп. Публика ответила бурными овациями. Но великий композитор не слышал ни похвалы слушателей, ни игры оркестра. Тогда одна из хористок взяла стоявшего лицом к оркестру Бетховена за руку и повернула его к залу, чтобы он мог видеть восторг людей. Финал Симфонии № 9 – «Ода к радости» – первая в истории западноевропейской музыки попытка ввести хор в каноническую симфонию. Теперь это официальный гимн Евросоюза.

  • «Ода к радости»

Сочинение было посвящено королю Пруссии Фридриху-Вильгельму. Однако королевская особа на премьеру не явилась, и самые дорогие места в концертном зале остались пустыми. Поэтому исполнение симфонии не окупилось – гонорар композитора оказался ничтожно мал.
Творчество Бетховена охватывает множество музыкальных жанров и использует разные сочетания музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра он написал девять симфоний и более дюжины других произведений. Кроме того, Бетховен сочинил семь инструментальных концертов и один балет («Творения Прометея»). Его фортепьянная музыка богата и разнообразна: это сонаты, миниатюры и другие сочинения.

  • Концерт для фортепиано № 5. Исполняют Маурицио Поллини (фортепьяно) и Венский филармонический оркестр, дирижёр Карл Бём.

Камерная музыка занимает у Людвига Бетховена исключительное место, он начал и закончил ею, создав ряд шедевров, по настоящее время остающихся недосягаемыми. Помимо шестнадцати струнных квартетов и пяти струнных квинтетов, он написал семь фортепианных и пять струнных трио, более десяти сочинений для духовых инструментов.

  • «Крейцерова соната». Исполняют Гидон Кремер – скрипка, Марта Аргерих – фортепьяно.

По утверждению личного секретаря маэстро, Антона Шиндлера, Бетховен пользовался собственным темпоритмом. А по мнению большинства музыковедов, будучи последним Венским классиком, он умудрился нарушить немало канонов классического стиля в музыке.
Последние годы жизни Бетховен сильно переживал за своего племянника Карла – сына младшего брата, которого он взял на попечение после смерти отца. Людвиг помещал его в лучшие пансионы и поручил своему ученику, Карлу Черни, заниматься с мальчиком музыкой. Композитор хотел, чтобы Карл стал ученым или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, молодой человек попытался покончить с собой с помощью оружия, но пуля лишь оцарапала кожу на голове.

В 1826 году Бетховен серьезно заболел – у него диагностировали воспаление легких. Кроме того, он страдал от желудочных болей. Болезнь медленно прогрессировала. В течение шести месяцев композитор не вставал с постели. Его постоянно навещали друзья. Людвиг ван

Бетховен умер 26 марта 1827 года в возрасте 55 лет. Смерть наступила в результате ошибки врача, который неумышленно ускорил кончину, раз за разом протыкая брюшину, чтобы вывести жидкость, после чего накладывал на раны примочки со свинцом.

Природа в тот день разразилась грозой, что необычно для марта, а в момент смерти композитора грянул гром. После вскрытия стало известно, что у Бетховена полностью разложилась печень, имелись значительные повреждения слуховых и прилегающих нервов.

Проводить выдающегося музыканта в последний путь собрались 20 000 человек, во главе похоронной процессии шел Франц Шуберт. По иронии судьбы он сам умер через год и был похоронен рядом с Бетховеном.

Из числа поздних квартетов Четырнадцатый, до-минор, оп. 131, Бетховен особенно любил, называя его совершенным произведением. Когда Шуберта, лежащего на смертном одре, спросили о последнем желании, тот попросил сыграть ему квартет до-минор. Это было 14 ноября 1828 года, за пять дней до смерти композитора.

Местом упокоения Бетховена стало Вэрингское кладбище Церкви Святой Троицы в Вене. В 1863 году Венское музыкальное общество вскрыло могилы Бетховена и Шуберта, переложило останки в свинцовые гробы и заказало фотографический снимок черепа Бетховена. Френологи утверждали, что его объем очень велик, костяной покров редкой толщины, а площадь лба обширна, уступает наполеоновскому в высоте и превосходя по длине. 22 июня 1888 года гроб Бетховена вместе с монументом был перевезен на Центральное кладбище, где расположился рядом с монументом Моцарта.

В 1839 году Ференц Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело шло медленно из-за нехватки средств. Лист добавил недостающую сумму, благодаря чему памятник Бетховену открыли в августе 1845 года. Описание торжеств по этому случаю можно найти в воспоминаниях Берлиоза. На боннском торжестве присутствовали король и королева прусские, принц Фридрих австрийский, королева английская Виктория и принц Альберт. В заключительной речи Ференц Лист воскликнул: «По нем не плакала жена, убитая горем, не плакали ни сын, ни дочь, над могилой его плакала вселенная!» Это был первый в Германии памятник композитору. Всего искусствоведу Зильке Беттерманн удалось насчитать около 100 памятников Бетховену в 54 городах на пяти континентах.

В 1889 году в доме семьи Бетховена в Бонне был открыт музей с большой коллекцией личных предметов композитора.

Домик Бетховена в районе Хайлигенштадт, где композитор любил гулять по полям и лесам в поисках вдохновения, знают немногие. Сегодня это практически пригород Вены, а музей здесь открыли относительно недавно – в 2017 году. Пространство 40-метровой квартирки увеличили почти в шесть раз, и получилась очень интересная экспозиция. В музее есть оригинальные музыкальные инструменты, за которыми творил Бетховен, например, ставя на рояль специальную суфлерскую будку для усиления звука.

Интересные факты

Любимым напитком Бетховена был кофе. Берясь за приготовление напитка, он педантично отсчитывал 64 зернышка – не меньше и не больше. Характер у композитора был очень непростой, до сварливости. Однажды во время публичного выступления молодой человек из публики начал беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: «Я не буду выступать перед такими свиньями!». Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить концерт.

Своенравный гений однажды едва не уничтожил одно из лучших своих произведений – написав романс, решил его сжечь. Ситуацию спас некий чиновник Барт, обладавший чудесным тенором. Заглянув к композитору и увидев, что тот собирается бросить ноты в огонь, он выхватил их у него из рук, сел за инструмент и исполнил романс. Бетховену музыка понравилась, и он милостиво согласился оставить свое детище «в живых». Так был спасен великолепный романс «Аделаида».

Многие деятели искусства обращались к образу Бетховена. Так, Ромен Роллан в романе «Жан-Кристоф» уподобил великому композитору главного героя и в 1915 году получил за это Нобелевскую премию.

Бетховен верил, что, сочиняя музыку, он общается с Богом, поэтому не жалел времени и усилий ради совершенства. Однажды кто-то из скрипачей пожаловался на очень неудобный пассаж в одном из его сочинений. «Когда я писал это, меня направлял Господь Всемогущий, – ответил композитор. – Неужели вы думаете, что я мог думать о вашей маленькой партии, когда Он говорил со мной?»
Начало Пятой симфонии Бетховен охарактеризовал, как «стук Смерти в дверь». Первые аккорды этого сочинения будут использоваться в качестве пароля для союзников во время Второй мировой войны – по странному стечению обстоятельств именно эти аккорды в азбуке Морзе означают латинскую «V» («Victory» – победа).

Сегодня изображение великого композитора украшает почтовые марки Германии. А два произведения маэстро – Пятая симфония и Струнный квартет № 13 – присутствуют в фонографической капсуле Золотой пластинки на космическом аппарате Voyager, который был отправлен навстречу внеземным цивилизациям за пределы Солнечной системы.

Подпись композитора

Список источников:

  • Корганов В. Бетховен: биографический этюд / В. Корганов. — Москва: Алгоритм, 1997. — 816 с. — (Гений в искусстве).
  • 50 опер : История создания. Сюжет. Музыка / [редактор-составитель М. Друскин]. — Изд. 3-е. — Ленинград: Советский композитор, 1962. — 328 с.

Интернет-ресурсы:

  • Бетховен, Людвиг ван : [биографическая статья]. — Текст электронный // Википедия : свободная энциклопедия. — URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 02.02.2021).
  • Людвиг ван Бетховен : [биографическая статья]. — Текст электронный // Биограф. — URL : https://biographe.ru/znamenitosti/ludvig-bethoven/ (дата обращения: 08.02.2021).
  • Самые интересные факты о Бетховене. — Текст электронный // Яндекс.Дзен. — URL : https://zen.yandex.ru/media/id (дата обращения: 08.02.2021).