Композитор Константин Листов

2 октября 2020 года Константину Яковлевичу Листову (1900-1983) исполнилось бы 120 лет. Это композитор незаурядного дарования, которого вдохновляли люди подвига и современники. В золотой фонд русских песен вошли его знаменитые, всенародно любимые «Тачанка» и «В землянке».

Презентация о творчестве К.Я.Листова


Константин Листов столкнулся с войной в 17 лет – это была Гражданская война. Он только окончил музыкальное училище в Царицыне и, не раздумывая, вступил добровольцем в красный кавалерийский полк, комиссаром в котором был его отец. Однако и музыку не бросил – разучивал революционные песни с хором красноармейцев.

Многое повидал в эти огневые годы молодой кавалерист; терял друзей, едва успев подружиться; ему были известны и радость побед, и горечь поражений. С тех пор прошли годы. Листов начал заниматься по классу фортепиано и композиции с известными педагогами – И. Розенбергом и Л. Рудольфом в Саратовской консерватории. Одновременно выступал в качестве пианиста и дирижировал оркестром в Саратовском театре миниатюр.

Переехав в Москву в 1923 году, Константин Листов работал в разных театрах столицы – при Всероссийском пролеткульте, в Театре обозрения и оперетте под управлением В.Бебутова; заведовал музыкальным отделом в театре «Синяя блуза», выступал пианистом-аккомпаниатором в эстрадных концертах.

Приближалась 20-я годовщина Советской власти. Объявили всесоюзный конкурс на лучшую песню. В газете «Правда» вместе с другими стихами, которым предстояло стать песнями, появилось стихотворение Михаила Рудермана «Тачанка». Тачанка – конная повозка со станковым пулеметом – была одним из символов Гражданской войны. Наверное, поэтому посвященный ей текст стал чуть ли не самым популярным. Пожалуй, не было композитора, который бы не написал на него музыку. И вот подвели итоги конкурса, но песни на стихи Рудермана среди победителей не оказалось – никому из музыкантов не удалось раскрыть душу стихотворения.

Композитор Константин Листов в конкурсе не участвовал. Однажды он случайно развернул тот самый номер «Правды», где напечатали «Тачанку». И они встретились – Михаил Рудерман и Константин Листов. И хотя один из них был сложившимся поэтом, а другой – профессиональным музыкантом, в душе оба остались юными бойцами Красной Армии.

Образ молодого пулеметчика, созданный поэтом, ожил благодаря талантливому композитору: музыка слилась со словами, и песня раскрылась перед слушателями. 18 декабря 1937 года в Большом зале Московской консерватории ее впервые исполнил Ансамбль Александрова (ныне – Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова). Песня пользовалась неизменной популярностью, ее исполняли Леонид Утесов и Борис Рубашкин, Иосиф Кобзон и Ренат Ибрагимов, ВИА «Поющие гитары» и многие другие.

  • Песню «Тачанка» исполняет Ансамбль им.Александрова.

В середине 1930-х годов Константин Листов написал еще одну песню на стихи поэта Михаила Рудермана – «Махорочка»:

  • Песню «Махорочка» исполняет Вадим Козин.

Ворвавшись в советскую песню аллюром боевой конармейской «Тачанки», Константин Яковлевич Листов до последних дней был предан военно-патриотической теме в своем творчестве. Его первыми откликами на Великую Отечественную войну стали армейские походно-строевые песни «В бой, сыны народа» и «Бей врага и в пух и в прах» (стихи А. Жарова). Вместе с В. Лебедевым-Кумачом созданы песни «Огонь» и «Ни шагу назад», а на стихи М. Голодного – «Нет, никогда мы не будем рабами», «Песня о комиссаре Пожарском», «Провожала мать сыночка», «Паренек с Байкала», «Эх, Ваня, Ваня» и, конечно, бессмертная «В землянке».

«Знаю – ты тоскуешь, дорогая, на крыльцо выходишь, ждешь меня. Только письма греют, помогая жить надеждой завтрашнего дня...» Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. В годы войны он – офицер, политработник, музыкальный консультант политуправления Военно-морского флота, майор административной службы – работал на кораблях и в воинских частях. Листов пришел в фронтовую редакцию и попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут военный корреспондент Алексей Сурков вспомнил о стихах, которые написал домой, разыскал текст в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, уверенный, что песня из него не выйдет. Константин Листов пробежал стихи глазами, промычал что-то неопределенное и ушел. А через неделю приехал снова и, взяв у фотокора Савина гитару, спел:

До тебя мне дойти не легко,
А до смерти – четыре шага...

Блюстителям «идеологической чистоты» строчка «а до смерти – четыре шага» показалась упадочнической, пораженческой. Ольга Берггольц вспоминала, как она приехала на крейсер «Киров». Там в кают-компании собрались офицеры и слушали радиопередачу. И вдруг зазвучала песня «В землянке» с «улучшенным» текстом – без смерти в четырех шагах. Кто-то гневно выключил радио, и все демонстративно, хором запели настоящую «В землянке».

  • Песню «В землянке» исполняет Л.Утесов

  • Песню «В землянке» исполняет Л.Русланова

Не менее ярко дарование Константина Листова проявилось в лирической сфере. Например, романс «В парке Чаир». Этот крымский парк будоражил воображение, вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов. Павел Арский был одним из тех, кто посвятил ему свое стихотворение. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции, но время не сохранило рукописи. Только стихотворение «В парке Чаир» через 20 лет после создания привлекло внимание композитора Константина Листова, и он сочинил удивительный, быстро ставший легендарным романс. В основе сюжета – трогательные воспоминания моряка, ушедшего в далекое северное плавание. В них каждый найдет что-то сокровенное – такова сила мелодии, которая звучала повсюду: в парках и на танцплощадках, в домах и на радио.

Популярность романса была фантастической. Этому способствовал и его первый исполнитель, выдающийся эстрадный певец Аркадий Погодин, чья артистическая карьера началась в Одессе в 1920-е годы. В Москве Погодин исполнял куплеты, выступал в скетчах и одноактных спектаклях вместе с очаровательной женой, актрисой Театра сатиры Ольгой Аросевой.

  • Романс «В парке Чаир» исполняет Аркадий Погодин.

Судьба романса оказалась счастливой. Его включали в свой репертуар знаменитые эстрадные певцы, записывали на граммофонные пластинки. Особенно проникновенно романс звучал в исполнении Николая Щукина и легендарного Вадима Козина.

  • Романс «В парке Чаир» исполняет Иосиф Кобзон.

В 1954 году, к 10-летию Победы и столетию первой обороны Севастополя, Константин Листов написал «Севастопольский вальс» – вне всякого сомнения, лучшую песню о городе-герое из тех, что были написаны в послевоенные годы.
Его правнучка пишет: «… я с возрастом поняла, почему он написал именно такую музыку – шикарную, как бальное платье Золушки, снаружи, и надрывную, как рваная рана, внутри. Мелодия возникала из его военных командировок – с баяном, из рассказов его друзей-соавторов, о том, как севастопольские женщины ползли на передний край с баклажками воды для бойцов – совсем воды не было в городе. О том, как устраивали в землянках домашний уют, потому что в этих землянках, бывало, жили их мужья, а они, жены, ходили к ним «на фронт». Видимо, эти впечатления о Севастополе, о его упорном достоинстве, о его особенной опрятности – и на улицах, и в отношениях, эти впечатления и вылились во всем известный вальс. И ничем, кроме вальса, не могла получиться эта музыка у моего прадеда».
Первой родилась мелодия. Композитор пришел с ней к своему другу, поэту Георгию Рублеву: когда-то, в довоенном 1936 году, они вместе создали песню «Уходил отряд из Барселоны». Ко времени, когда к поэту обратился Листов, тот был безнадежно болен и знал, что его дни сочтены. Тем не менее, откликнулся на просьбу друга, попросил проиграть мелодию несколько раз и даже придумал название для будущей песни – «Севастопольский вальс».

Через несколько дней текст был готов, а четыре строки припева Листов сочинил сам. Первыми «Севастопольский вальс» на радио и эстраде исполнили замечательные советские певцы Владимир Бунчиков и Георг Отс. Каждый – по-своему, опираясь на уникальное обаяние и талант. К сожалению, Георгий Рублев их не услышал: он скончался спустя несколько дней после того, как вручил композитору листок со словами романса, ставшего его лебединой песней. А «Севастопольский вальс» в итоге стал неофициальным гимном города.

  • Песню «Севастопольский вальс» исполняет Георг Отс.

В 1961 году трогательная песня утвердилась в новом жанре, получив второе рождение – героико-романтическую оперетту «Севастопольский вальс» тоже написал композитор Константин Листов. Ее главному герою, командиру военного корабля, судьба послала сразу два испытания – войной и любовью.

Константин Яковлевич Листов ушел из жизни в 1983 году, оставив большое творческое наследство – 80 песен, над созданием которых трудился более полувека. Еще он сочинил 10 оперетт. Первая, написанная для театра «Синяя блуза» в 1928 году, – музыкальная комедия «Королева ошиблась». Кроме того, Листов является автором двух опер: «Олеся» на сюжет повести А.И. Куприна и «Дочь Кубы», которая в постановке известного оперного режиссера Семена Штейна шла в Воронежском музыкальном театре, в Саратове и Петрозаводске. В 1962 году спектакль поставили в Одесском театре оперы и балета. В 1968 году Константин Яковлевич также написал вокально-симфоническую поэму «Гренада» (по М. Светлову).

  • Поэма «Гренада» в исполнении Леонида Утесова.

Композиторский труд Листова высоко оценили не только слушатели – в 1944 году он был награжден орденом Красной Звезды, а в 1950 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.