Клод Дебюсси. Отец музыки XX века.

Двадцать первый выпуск «Старой пластинки» посвящен невероятно одаренному французскому композитору и отцу музыкального импрессионизма, Клоду-Ашилю Дебюсси. Его произведения отличаются необычайным изяществом, поэтичностью и образностью.

Широта талантов позволила Дебюсси также достичь высот в искусстве исполнения, дирижирования, а также критики. Созданные им произведения во многом определили образ музыки двадцатого века.

  • Лунный свет

Клод Дебюсси появился на свет 22 августа 1862 году во Франции, в городе Сен-Жермен-ан-Ле, в 19 км от Парижа, в семье мелкого торговца фаянсовой посудой. Когда мальчику было два года, семья продала лавку и переехала в Париж. В 1870 году Клод с матерью были вынуждены бежать от Франко-Прусской войны и поселились в Канне, где мальчик получил первые уроки игры на фортепиано. В Париже занятия продолжились под руководством Антуанетты Моте де Флервиль – тещи Поля Верлена и ученицы Шопена.

  • Гробница наяд

Через два года Клод поступил в Парижскую консерваторию, стал заниматься у известных композиторов и пианистов. Как ученик он не блистал, хотя учился весьма успешно. Консерватория оценила его талант лишь в 1877 году, присвоив премию за исполнение сонаты Шумана.
Во время обучения не обошлось без конфликтов. Преподаватель Эмиль Дюран, верный учебникам гармонии, был категорически против даже самых скромных экспериментов ученика. Позже Дебюсси так писал об этом: «Гармония в таком виде, как ее преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуков».

Творчество

Творческая биография Клода Дебюсси началась с участия в композиторских конкурсах за Большую Римскую премию. Ее он получил благодаря кантате «Блудный сын», созданной под влиянием французской лирической оперы.
С 1885 по 1887 год музыкант жил в Италии, где познакомился с произведениями Джованни Палестрины (1525-1594). Кроме того, он увлекся произведениями немецкого композитора Рихарда Вагнера. Парижское общество резко критиковало музыку Дебюсси, созданную в этот, ранний период, за стремление к яркому колориту вместо точных рисунков и форм.

  • Марионетки

В 1879 году Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье Надежды фон Мекк, известной своей активной меценатской деятельностью. Лето 1881 и 1882 годов он провел под Москвой, в Плещеево, где познакомился с творчеством Бородина и Балакирева. В ряде писем, которые фон Мекк адресовала Петру Ильичу Чайковскому, упоминается «милый французик», с восхищением отзывающийся о его музыке и превосходно читающий партитуры.

Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний А. Бородина. А Мусоргского он называл любимым композитором. Гибкость вокально-речевой интонации русского новатора, свободу от заранее установленных, «административных» форм (по выражению самого Дебюсси) французский композитор по-своему претворил в жизнь, и они стали неотъемлемой чертой его музыки. «Идите, послушайте „Бориса“. В нем весь „Пеллеас“», – сказал однажды Дебюсси об истоках музыкального языка своей оперы.

  • Маски

В конце 1880-х годов композитор познакомился с богатым почитателем своей музыки – Эрнестом Шоссоном, который занимал пост секретаря Национального совета музыки. Он организовал роскошный салон, где Дебюсси свел знакомство с такими видными деятелями искусства, как Полина Виардо, Клод Моне и Иван Тургенев. Там же он встретил поэта Стефана Малларме, ставшего его близким другом.

Еще одна важная встреча – с Эриком Сати – очень сильно повлияла на молодого композитора. Сати помог ему избавиться от довлеющей философии Вагнера.
В 1889 году Клод посетил Всемирную выставку в Париже, после которой заинтересовался экзотическими оркестрами – аннамитским и яванским. Это тоже способствовало формированию индивидуального стиля композитора, мечтавшего создать нечто, способное заставить слушателей и мэтров по-новому взглянуть на музыку.

  • Мёртвые листья

Через год Дебюсси начал трудиться над оперным произведением «Родриго и Химена», либретто к которому написал Катюль Мендес. Однако со временем оно перестало вдохновлять композитора и через два года было заброшено. Началась работа над оперой «Пеллеас и Мелизанда» по драме Мориса Метерлинка, а через год Дебюсси, вдохновленный пасторалью Малларме, занялся написанием симфонической поэмы «Послеполуденный отдых фавна». Именно это сочинение дало жизнь новому направлению – музыкальному импрессионизму.

  • Послеполуденный отдых фавна

В 1900-х годах Клод Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое, собственное направление – его все больше увлекали картины природы, бытовые сцены и портреты. В фортепианных произведениях композитор добивался раскрытия новых тональностей инструмента и максимальной выразительности, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемыми, а яркие звуки, играющие подобно бликам и мазкам на холсте, помогли сблизить музыку с живописным импрессионизмом.

Первые годы XX века открыли новую сферу деятельности для Дебюсси, который стал известным музыкальным критиком. Несколько раз уходя и возвращаясь на это поприще, в итоге он в 1914 году написал книгу «Господин Крош – антидилетант», где собрал свои лучшие критические статьи и раскрыл собственный взгляд на искусство, его источники, основные цели и задачи. Важнейшим принципом в создании произведений Дебюсси назвал объективность, главным источником музыки — природу. И, конечно, музыкальное искусство для него являлось главным из всех видов искусств.

  •  Снег танцует

Личная жизнь

Первой любовью Дебюсси стала дочь Надежды фон Мекк – Софья. Именно эти чувства послужили причиной для увольнения композитора: мать была против такого замужества. Интересный факт: в 1913 году, во время визита в Россию, Клод снова встретил Софью, к тому времени ставшую княгиней Голицыной. Воспоминания о юности наверняка подарили им несколько приятных минут.

  • Цыганский танец

Второй возлюбленной Дебюсси стала певица Мари-Бланш Ванье, чье обаяние и талант вскружили голову восемнадцатилетнему музыканту. Семилетний роман состоялся, несмотря на то, что Мари была замужем. Адюльтер имел место прямо в доме Ванье: доверчивый супруг выделил жене зал для репетиций и не подозревал о том, что происходит за его спиной. Дороги Мари и Клода разошлись, когда композитор переехал в Рим.

Следующий долговременный роман у музыканта связан с Габриэль Дюпон. На протяжении десяти лет она усердно создавала условия для раскрытия гениальности композитора, пока Дебюсси позволял себе вольности с другими женщинами. Габриэль знала об изменах, но считала их творческими порывами. Она не возмутилась даже после объявления о помолвке Клода и известной певицы Терезы Роже. Впрочем, помолвка была быстро расторгнута, а Дебюсси сразу нашел утешение в объятиях подруги Дюпон – Лили Тескье, ставшей его женой на пять лет.

Вторую жену композитора звали Эмма Бардак. Она родила ему дочь – Клод-Эмму, которой Дебюсси посвятил цикл фортепианных пьес «Детский уголок», а также последний балет «Ящик с игрушками».

  • Колыбельная слона («Детский уголок»)

Материальные трудности и заботы о семье вынуждали Дебюсси часто выступать с концертами, гастролировать и браться за ненавистную дирижерскую работу.

Смерть и память

Последние годы жизни Клода Дебюсси омрачила борьба с раком и осложнениями после операции. Он умер 25 марта 1918 года от рака, так и не оправившись от операции. Тринадцатилетняя дочь тяжело переживала потерю и занималась лишь тем, что поддерживала убитую горем мать. Тело композитора временно захоронили на кладбище Пер-Лашез, потом перевезли на кладбище Пасси. Через год после смерти композитора умерла его дочь. Ее похоронили в могиле отца.

В 1922 году Эрик Сати опубликовал эссе, посвященное Клоду Дебюсси, где так отозвался о его роли и наследии: «Как Дебюсси не заставил Вагнера исчезнуть из Всеобщей Памяти, так и никакой другой музыкант никогда не сотрет имя автора «Пеллеаса и Мелизанды», которое рука Славы навсегда вырезала в блистательном и изысканном списке достижений Музыки».

Список использованной литературы:

  • Шартон А. Дебюсси / Ариан Шартон. – Москва : Молодая гвардия, 2016. – 233 с. – (Жизнь замечательных людей).
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм : Пер. с пол / [Вступ. статья И. Бэлзы]. - Москва : Прогресс, 1978. - 232 с.
  • https://www.belcanto.ru/debussy.html  - Клод Дебюсси
  • https://biographe.ru/znamenitosti/klod-debussi/  -- Клод Дебюсси