К 210-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского

Даргомыжский Александр Сергеевич - русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Александр Сергеевич Даргомы́жский родился 14 февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния? но сам композитор в своей автобиографии в 1866 году лишь указал, что он родился в селе, не указав его названия и географической принадлежности. Исследователь творчества А.С. Даргомыжского А. Луковкин установил, что Александр Даргомыжский появился на свет в сельце Воскресенское ныне Архангельское.

Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном жены богатого помещика Алексея Петровича Ладыженского. В 1789 году Сергей был взят на воспитание полковником Николаем Ивановичем Боучаровым, который привёз его в своё имение Даргомыжка в Белёвском уезде Тульской губернии. Так он получил новую фамилию Даргомыжский по названию имения своего воспитателя. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она сочиняла пьесы для постановки на сцене. Всего в семье было шестеро детей. 

Через несколько месяцев после рождения сына Александра, семья вернулась из Тульской губернии на Смоленщину. В семейном имении Твердуново Александр провёл первые 3,5 года своей жизни.

1816 г. семья Даргомыжских переехала в Смоленск, а в конце 1817 г. в Петербург. Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. 

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым. В Петербурге отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке и здесь Александр начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. Сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода.

В течение следующих трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер. Достигнув мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке у крепостного скрипача Воронцова, играл в квартетах, но вскоре потерял интерес к этому инструменту.

Творчество

В ранний период творчества были написаны ряд произведений для фортепиано: «Марш», «Контрданс», «Меланхолический вальс», «Казачок» и некоторые романсы и песни: «Светит месяц на кладбище», «Кубок янтарный», «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья».

  • «Я ВАС ЛЮБИЛ»

В 1827 году Даргомыжский, по стопам отца, поступает на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начинает продвигаться по карьерной лестнице.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой. По тетрадям, которые Глинка получил в Берлине от Зигфрида Дена, композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

Из «Записок» Михаила Глинки: «Отличный пианист, автор милых романсов, а вдобавок, остряк и душа компании, молодой Александр Даргомыжский в Петербурге нарасхват. Одевается по моде, даже, сверхмодно. Яркие жилеты, броские галстуки, внешность, правда, довольно невзрачная. Да ещё этот голос, до смешного, высокий, осложнение после перенесенной в детстве кори. Однако, изысканные манеры и безупречный французский, бесспорно, выдают в нём человека благородного. Музыкальные способности просто удивительны, читает, ноты, не подходя к фортепиано, совершенно свободно, как книгу».

В 1837-1841 Даргомыжский работает над оперой «Эсмеральда», которая считается первой серьезной работой Александра Сергеевича. Либретто к ней ранее создал сам Гюго по роману «Собор Парижской Богоматери», а перевод был Даргомыжского. Это произведение, было написано по типу французской оперы. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась.

  • УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ЭСМЕРАЛЬДА»

В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 году, Даргомыжский писал: «Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.»

В 1844 1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт на Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями Шарлем Берио, Анри Вьётаном, Гаэтано Доницетти.
В конце 1840 - середине 1850-х годов композитор часто приезжает в родительское имение «Твердуново», где работает над оперой «Русалка» по одноименному произведению Александра Пушкина. Эта первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре цирке. Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах.

  • АРИЯ МЕЛЬНИКА ИЗ ОПЕРЫ «РУСАЛКА».

В 1859 году театр сгорел, в нем хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка» была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна, за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой. В 1860 году на месте сгоревшего Театра-цирка открылся новый оперный театр, получивший название Мариинского.

В эти годы Даргомыжский также изучал и смоленский фольклор, поэтому в эту знаменитую оперу он включил несколько народных смоленских мелодий. Помимо «Русалки» народные мотивы Смоленщины композитор использовал и для своих популярных русских песен: «Душечка девица» и «Лихорадушка».

В этот период у Даргомыжского окончательно формируется метод творчества композитора – «интонационный реализм». Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи
В 40 50 е годы композитором были написаны романсы и песни: «Ты скоро меня позабудешь», «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Ой, тих, тих, тих, ти», «Я затеплю свечу», «Без ума, без разума» и др.

  • «И СКУЧНО, И ГРУСТНО»

С 1861 по 1867» композитор работал над камерно вокальными произведениями «Я помню глубоко», «Как часто слушаю», «Расстались гордо мы», «Что в имени тебе моём», «Мне всё равно». Ориентальная лирика, представленная ранее романсами «Вертоград» и «Восточный романс», пополнилась арией «О, дева роза, я в оковах». Особое место заняли в творчестве композитора песни социально бытового содержания «Старый капрал», «Титулярный советник».

  • «СТАРЫЙ КАПРАЛ»

Из воспоминаний Шаляпина о его визите к Льву Николаевичу Толстому: «Я спел несколько вещей, в том числе песню Даргомыжского «Старый капрал». Напротив, меня сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за пояс своей блузы. Когда я со слезами говорил последние слова расстреливаемого солдата – дай бог, домой вам вернуться, Толстой вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы».

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты.

В 1864 1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене – «Малороссийский казачок», увертюра к опере «Русалка».
В 1859 году Даргомыжского избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев и критик Владимир Стасов, эта группа позднее станет «Могучей кучкой».

В это время Даргомыжский задумывает написать новую оперу, выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина «Каменном госте» и в 1866 году он приступает к работе. В «Каменном госте» нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Работа над оперой идёт довольно, медленно и композитор не успевает ее закончить.

По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский Корсаков. Опера написана в новаторском по тем временам стиле. В ней нет ни арий, ни ансамблей, не считая двух небольших вставных романсов Лауры, она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича.

Даргомыжский написал 4 оперы: «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гост» и около 100 романсов и песен.
Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах - испытывают влияние русского музыкального фольклора. Впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского. Поздние романсы наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

  • «ЧЕРВЯК»

  • «ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК»

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро», «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия». Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

Основное её достоинство - новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты».
«Хочу правды, хочу, чтобы звук прямо выражал слово» - самое известное высказывание композитора. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».

Даргомыжский умер в 7 часов утра 5 января 1869 года, на 56-м году в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. 9 января состоялось погребение. Печальная церемония собрала представителей всего артистического мира Петербурга, гроб несли на руках до самой Александро-Невской лавры, где останки великого музыканта были опущены в могилу, расположенную неподалеку от могилы его друга и сподвижника по искусству М. И. Глинки.

Музыка Даргомыжского в кино

Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Интересные факты:

  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова.
  • Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем, снял квартиру в том же доме.
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.
  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака, имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Ресурсы: