К 190-летию со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887)

Портрет Александра Бородина

Разносторонняя деятельность Александра Порфирьевича Бородина оставила яркий след в истории русской культуры. «Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» – так Бородина называли современники. Он действительно был и гениальным композитором, и выдающимся ученым-химиком, и видным педагогом, и неутомимым просветителем, и энергичным общественным деятелем.

Детство и юность

12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге, в доме № 9 по Гагаринской улице, родился мальчик, которому дали имя Александр. Отцом ребенка был уже немолодой, шестидесятилетний грузинский князь Лука Степанович Гедианов, матерью – экономка Авдотья Константиновна Антонова, солдатская дочь 24 лет. Согласно обычаям того времени, незаконнорожденного записали сыном слуги, дворового человека Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Так со дня рождения сын оказался крепостным своего отца.

Мать Саши, горячо любя сына, называла себя «тетушкой» и официально не признавала мальчика. Он рос болезненным, впечатлительным и пленял всех обаянием. Уже в ранние детские годы его отличали усидчивость, острая наблюдательность и необычайная память.
Восемь лет Саша жил в отцовском доме. Затем, незадолго до смерти, князь дал сыну вольную и подарил четырехэтажный дом, где тот поселился вместе с матерью, которую выдали замуж за военного медика Клейнеке.

Благодаря уму и энергии матери юный Бородин получил прекрасное домашнее образование, к тому же у него проявились разносторонние способности. Мальчик рано стал читать, занимался немецким и французским языками, хорошо танцевал и охотно импровизировал, научился играть на фортепиано. Этому способствовало то, что в доме часто звучала музыка – польки, кадрили, галопы.

Рано проявился и композиторский дар: в 9 лет Саша сочинил польку «Элен», свое первое музыкальное произведение.

  • Полька «Элен»

Окна дома, где жили мать и сын, выходили на плац. Там постоянно тренировались солдаты Семеновского полка и часто звучали военные марши в исполнении полкового оркестра. Мальчик запоминал мелодии и пробовал воспроизводить на фортепиано, а еще ходил смотреть на инструменты. Одного из оркестровых музыкантов наняли в качестве учителя для юного дарования. Так Саша научился играть на флейте, гобое, кларнете, всевозможных дудочках и виолончели. Сохранились наброски его небольших сочинений того времени.

В эти же годы у Бородина проявился интерес к химии: квартира наполнилась склянками с веществами для опытов и запахом от самодельных фейерверков. Увлечение сохранилось на всю жизнь.

В 1847 году Саша Бородин познакомился со сверстником – Мишей Щиглевым, сыном преподавателя Императорского Царскосельского лицея. Мальчики вместе готовились к поступлению в гимназию. Миша, считавший себя хорошим музыкантом, был удивлен способностями и познаниями друга. Они в четыре руки переиграли все симфонии Бетховена, Гайдна, Мендельсона. Кроме того, исполняли дуэты: Саша – на флейте, Миша – на фортепиано.

Летом 1850 года Бородин сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии с отметкой «отлично» и поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию.

Занимаясь химией и медициной, молодой композитор не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки игры на виолончели и фортепиано, а по выходным посещал дом чиновника и почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова.

Ближе к окончанию Медико-хирургической академии Бородин создал ряд романсов, самые известные из которых – «Слушайте, подруженьки, песенку мою» и «Красавица-рыбачка».

  • Романс «Слушайте, подруженьки, песенку мою»

  • Романс «Красавица-рыбачка»

Выпустившись из академии в 1856 году, он по распределению попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя и вскоре понял, что не может работать врачом: несколько раз терял сознание при виде тяжелых ранений. Однако именно в госпитале состоялось его знакомство с юным Модестом Мусоргским, который в то время был дежурным офицером и только начинал путь профессионального музыканта – играл на вечерах, организованных главврачом. Молодые люди нашли много общих тем, главной из которых являлась музыка.

В том же году Бородин стал ассистентом своего наставника – русского химика-органика Н.Н. Зинина и начал вести студенческие семинары. Он решил всерьез заняться наукой, написать диссертацию о действии разных ядов на человеческий организм и через два года действительно стал доктором медицинских наук.

Личная жизнь

Весной 1861 года, будучи на стажировке в Гейдельберге, Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой – молодой незамужней женщиной, страдавшей серьезным хроническим бронхолегочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Она оказалась замечательной пианисткой и обладала абсолютным музыкальным слухом. Екатерина Сергеевна почитала творчество Шумана и Шопена, часто устраивала домашние концерты романтической музыки. Вскоре она стала невестой композитора. Однако в сентябре ее здоровье ухудшилось, и местный профессор дал рекомендацию переменить климат – ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал невесту в этой поездке и в Пизе получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьезную работу с фтористыми соединениями». Занятия музыкой он тоже не оставлял – в Италии родился один из фортепианных квинтетов.
  • Фортепианный квинтет

В 1862 году, вернувшись в Россию, Бородин женился на возлюбленной. Он окружил супругу вниманием и заботой, становясь доктором и сиделкой во время приступов болезни. Екатерине Сергеевне не подходил климат Петербурга, поэтому в дождливые периоды она жила у родственников в Москве. Александр Порфирьевич тем временем получил должность адъюнкт-профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

Ни дня без музыки

В 1862 году Бородин побывал в гостях у своего приятеля врача-терапевта Боткина. Там состоялось его знакомство с музыкантом Милием Балакиревым. Тот пригласил нового друга принять участие в музыкальном кружке, который вскоре получил название «Могучая кучка». Членами этого кружка были Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский и Цезарь Кюи. Собирались обычно в доме Милия: творческие люди представляли свои творения, вместе дорабатывали и исправляли неудачные фрагментом. Критиком, как правило, выступал хозяин дома. Бородин стал постоянным членом этого кружка и загорелся идеей создать собственное симфоническое произведение. Однако большую часть времени у него занимала преподавательская деятельность – он читал лекции в Медико-хирургической академии. Поэтому премьера симфонии состоялась лишь через пять лет, в Русском музыкальном обществе. Дирижировал Милий Балакирев. Овации не смолкали несколько минут, свой восторженный отзыв о произведении оставил венгерский композитор Ференц Лист.
  • Симфония №1. Адажио.

Вскоре почитатели музыки познакомились с новыми романсами Бородина: «Старая песня», «Спящая княжна», «Морская царевна» и «Фальшивая нота».

  • Романс «Спящая княжна»

  • Романс «Фальшивая нота»

В конце 1860-х годов участники «Могучей кучки» трудились над оперными произведениями: Мусоргский писал «Бориса Годунова», Римский-Корсаков – «Псковитянку», Балакирев – «Жар-птицу». Бородин начал оперу «Князь Игорь», сюжет для которой нашел благодаря музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову. Это был серьезный труд: композитор не просто создал музыку, а изучил несколько летописей и множество исторических документов, на основе которых сам написал либретто. Александр Порфирьевич даже некоторое время жил в Путивле – древнерусском городе, откуда князь Игорь повел свое войско в поход на захватчиков.

Первая часть оперы, «Сон Ярославны», была завершена к 1870 году. Параллельно Бородин работал над симфонией № 2. Творческий процесс шел медленно – у композитора было много дел в лаборатории, а еще он стал преподавателем первых в России Высших женских врачебных курсов. Кроме того, захворала супруга. Чтобы не мешать ей отдыхать и выздоравливать, музыкант почти не подходил к фортепиано.

Вернуться к работе над «Князем Игорем» Бородин смог только через четыре года: в 1874-м были закончены «Плач Ярославны» и «Половецкий марш».

  • Плач Ярославны

  • Половецкий марш

Уехав к родственникам жены в Москву, вдали от лаборатории, он наконец полностью погрузился в музыку и завершил «Половецкие пляски», арию Кончака и хор для первого акта оперы.

Вернувшись в Петербург, Бородин первым делом показал весь материал сподвижникам из «Могучей кучки». Его наработки произвели на друзей сильнейшее впечатление.

Симфония № 2 была закончена в 1876 году, а через год в Русском музыкальном обществе состоялась ее премьера. С легкой руки критика Владимира Стасова симфония получила название «Богатырская».

  • Богатырская симфония. Скерцо

Ее особенность в том, что к симфонической музыке композитора добавил русские народные мотивы. Не все приняли произведение: многие посчитали звучание медных духовых инструментов слишком тяжелым.

В начале 1880-х годов Бородин написал два квартета для струнных инструментов, симфоническую зарисовку «В Средней Азии», несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на стихи А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальней».

  • Симфоническая зарисовка «В средней Азии»

В последние годы жизни композитор работал над симфонией № 3 (к сожалению, она не была завершена), написал «Маленькую сюиту» и скерцо для фортепиано, а также продолжал трудиться над оперой.

  • Маленькая сюита

  • Симфония №3 ля минор

Общественная деятельность

К заслугам Бородина как общественного деятеля можно отнести причастность к зарождению женского образования в России. Он был одним из организаторов Высших женских врачебных курсов, на которых с 1872 года читал лекции по химии. А в 1874 году стал казначеем Общества пособия студенткам Медицинских и Педагогических курсов. Кроме того, Александр Порфирьевич участвовал в создании Русского химического общества, членом которого оставался до конца жизни. В начале 1870-х он работал редактором популярного журнала «Знание».

Также талантливый педагог, известный химик и композитор использовал свой авторитет, когда требовалось защитить учеников от политических гонений.

Конец жизни

Александр Порфирьевич Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца 27 февраля 1887 года в возрасте 53 лет. Это произошло на маскараде, во время танцев.

На похороны композитора пришло огромное количество людей – многие знали и уважали его не только как музыканта, ученого, но и просто как хорошего, доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.

Бородин, который, кроме русских корней, имел грузинские и татарские корни, как никто сумел рассказать про русский народ. Он верил, что богатырская сила и дух предков живы, что наш народ велик и могуч, а значит – непобедим. И эту веру передал нам, потомкам. Жива и музыка Бородина. Ее традиции продолжили такие отечественные композиторы, как Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и другие.

Источники:

1. А.П. Зорина. Александр Порфирьевич Бородин. Москва «Музыка», 1987.

2. Невский альманах. №6 (104), 2018г. Олег Солод. Русский Леонардо.

3. https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-borodin/

4. https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/aleksandr-porfirevich-borodin/