Единство музыки и действа. Джакомо Пуччини (1858-1924)

Гениальный композитор, выдающийся оперный драматург и человек, тонко чувствовавший искусство, третий по исполняемости оперный композитор в мире – все эти эпитеты адресованы герою 26-го выпуска «Старой пластинки».

Скачать презентацию (6 Мб, формат pptx) можно здесь.

Десятилетним мальчишкой Джакомо Пуччини пел в церковном хоре и однажды преодолел 40 километров от Лукки до Пизы и обратно ради того, чтобы услышать «Аиду» Верди. На рубеже XIX и XX веков он стал самым популярным композитором мира. Его оперы шли на четырех континентах, а сам маэстро присутствовал на постановках в Египте, Аргентине, Уругвае, США, Великобритании и Венгрии.
Как многие талантливые люди, Пуччини прошел огромный путь, испытал осуждение критиков и лишь после этого получил всеобщее признание.

Детство

Музыкальную династию основал еще прапрадедушка Пуччини, поэтому неудивительно, что мальчик захотел продолжить семейное дело. После смерти отца пятилетнего Джакомо отправили к дяде. Он считал племянника ужасным, недисциплинированным учеником и не стеснялся больно пинать его по ногам за каждую фальшивую ноту. Воспоминания об этом преследовали композитора всю жизнь.

Впоследствии Джакомо был вынужден зарабатывать на хлеб певчим в церкви, а позже – органистом. Тонко чувствовавший людей, их настроения и чаяния, Пуччини позволял себе легкие импровизации, в которых слышались народные напевы. Это восхищало прихожан – такая музыка была им близка и понятна. Духовенство, напротив, возмущалось вольностью трактовок.

  • Джанни Скикки, ария Лауретты «Мой дорогой отец»

В 1880 году Пуччини поступил в Миланскую консерваторию. Но денег на оплату обучения у юноши не было: кроме него, мать содержала еще шестерых детей. На помощь пришел двоюродный дядя Джакомо, Николао Черу, который взял на себя все расходы семьи.

Жизненный путь

Казалось, жизнь стала налаживаться, но через полтора месяца после долгожданного успеха первой оперы из Лукки пришла печальная новость: от рака скончалась мать композитора. Джакомо Пуччини к этому времени имел в родном городе отношения с Эльвирой Бонтури, женой местного торговца. От него у женщины уже было двое детей. Сына Эльвира оставила супругу, а дочь забрала в новую жизнь. Брак удалось заключить только после смерти супруга Эльвиры в 1904 году.

У пары родился сын. Семью приютила сестра Пуччини, однако недовольство в городе росло: его связь с замужней женщиной стала достоянием общественности. Громом среди ясного неба прозвучало требование дяди Черу вернуть деньги, вложенные им в обучение племянника. К тому же провалилась новая опера композитора.

Семье пришлось скитаться по арендованным квартирам до 1891 года, а в 1893-м успех «Манон Леско» принес долгожданное богатство.

  • Манон Леско, первый акт, ария Де Грие «Никогда не видел женщины…»

После недолгого спокойствия – новое испытание. В 1923 году у композитора обнаружили первые симптомы опухоли горла. Через год Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель на лечение. Операция длилась три с половиной часа, последующие дни маэстро почти не мог разговаривать: читал журналы, иногда что-то писал. 29 ноября 1924 года он упал в обморок и, не приходя в сознание, скончался.

Творчество

За время учебы Пуччини написал немало произведений и уже тогда чувствовал, что его жанр – не инструментальная и симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная с живым действием на сцене. Традиционные романтические сюжеты двух первых опер («Виллисы» и «Эдгар») были подступами к творческой индивидуальности. Тем не менее, именно они принесли Пуччини известность в миланских музыкальных кругах.

Поиски глубокого сюжета, в основе которого – жизненная драма, привели композитора к «Истории кавалера Де Грие и Манон Леско» Антуана Прево.

Удивительно слабое влияние на творчество молодого Пуччини оказало популярное на тот момент направление веризм (от ит. истинный, правдивый), заявившее о себе операми «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. И пусть отдельные веристские тенденции можно найти в произведениях Пуччини («Тоска», «Девушка с Запада», «Плащ»), для него они не стали определяющими.

  • Тоска, третий акт, романс Марио Каварадосси «Горели звезды»

Особой вехой в творчестве Пуччини можно считать оперу по роману Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Только человек, в молодости познавший лишения и нужду, мог с такой искренностью, юмором и проникновенным лиризмом рассказать трогательную историю любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа.

  • Богема, первый акт, ария-вальс гризетки Мюзетты «Когда иду я»

Джакомо Пуччини одним из первых в Европе обратился к японскому сюжету. Чтобы с максимальной достоверностью передать в музыке восточный колорит, он использовал подлинные японские напевы. В главной партии оперы «Мадам Баттерфляй» выступила молодая украинская певица Саломея Крушельницкая, к тому времени прославившаяся как превосходная исполнительница опер Рихарда Вагнера.

Через несколько дней после премьеры она получила в подарок портрет композитора с надписью: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини, Торре-дель-Лаго».

  • Мадам Баттерфляй, ария Мадам Баттерфляй «В один прекрасный день»

Свою последнюю оперу «Турандот» Пуччини не успел закончить. Он оставил наброски и черновики последнего дуэта, по которым его друг, Франко Альфано, дописал произведение. На премьере в Ла Скала 25 апреля 1926 года дирижер обратился к публике и сообщил, в каком месте «смерть вырвала перо из рук маэстро». Второй спектакль был исполнен с финалом Альфано.

  • Турандот, третий акт, ария Калафа «Спать не должно!»

Лишь истинный талант, упорство и сильное желание подарить миру прекрасную, вечную музыку помогли подняться на музыкальный Олимп Джузеппе Верди и Рихарду Вагнеру. Джакомо Пуччини удалось сделать почти невозможное – не только зазвучать наравне с признанными оперными композиторами, но и остаться вне популярных течений. Он прокладывал свой творческий маршрут, сверяясь с самыми верными картами: собственным чувством музыки и театрального действа.

Список использованной литературы:

  • Фраккароли А. Мой друг Пуччини рассказывает / Арнальдо Фраккароли. – Челябинск : Авто Граф, 2014. – 296 с.

  • Джакомо Пуччини. – Текст : электронный // Soundtimes.ru : [сайт]. — URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/dzhakomo-puchchini (дата доступа: 20.01.2023).

  • Джакомо Пуччини. – Текст : электронный // belcanto.ru : [сайт]. — URL: https://www.belcanto.ru/puccini.html (дата доступа: 17.01.2023).