Джузеппе Верди

Джузеппе Верди (1813-1901) – последний классик в трехвековой истории итальянской оперы. Именно он сделал ее народным искусством. Произведения Верди, дышащие искренностью и вдохновением, вошли в сокровищницу мировой музыки. 35-й выпуск «Старой пластинки» мы посвящаем этому великому композитору.

Портрет Джузеппе Верди

Детство

Маэстро оперы родился 10 октября 1813 года в деревушка Ле Ронколе, рядом с городом Буссето. На тот момент она являлась частью Империи Наполеона Бонапарта, поэтому официально родиной Верди считается Франция. Он появился на свет в семье трактирщика Карло Джузеппе. Его мать, Луиджа Уттини, была пряхой. Полное имя мальчика звучало как Джузеппе Фортунино Франческо Верди.

  • Ария Ренато из оперы «Бал-маскарад»

Творческие способности проявились у мальчика в раннем детстве, поэтому родители подарили ему спине́т – музыкальный инструмент, напоминающий клавесин. Когда Джузеппе подрос, его пристроили в деревенскую церковь. Там он занимался музыкой и учился играть на органе под руководством священника Пьетро Байстрокки.

  • Ария из оперы «Трубадур»

В одиннадцать лет Джузеппе уже исполнял обязанности органиста. Во время одной из церковных служб он попался на глаза купцу Антонио Барецци, который предложил ему поучиться у профессионалов. Мальчик поселился в доме купца и тот оплатил занятия с лучшим городским преподавателем. Потом на деньги Барецци юный талант отправился в Милан, где продолжил обучение. Кроме музыки, мальчику нравилась литература, его любимыми авторами были Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер.

Музыка

Целью Верди в Милане стала консерватория, но его не приняли. Причин было две: низкий уровень владения игрой на фортепиано и возраст. Джузеппе исполнилось 18 – слишком много по меркам того времени. Стоит отметить, что сегодня Миланская консерватория носит имя Верди, хотя он там не учился.

Молодой человек не опустил руки, а договорился с частным преподавателем и стал изучать основы контрапункта. Кроме того, он ходил на все оперные спектакли и концерты, посещал собрания местного бомонда. Именно тогда ему в голову пришла идея стать театральным композитором.

Завершив обучение в Милане, начинающий музыкант вернулся в Буссето. Там купец Барецци организовал ему первое выступление, положившее начало исполнительской карьере Джузеппе Верди. Концерт прошел с большим успехом. После этого Верди стал давать уроки музыки дочери своего благодетеля, Маргарите. Молодые люди влюбились друг в друга, их отношения переросли в романтические.

Свой творческий путь Верди начал с создания небольших произведений – романсов и маршей. А его первым большим творением стала опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», поставленная в миланском театре «Ла Скала». Успех превзошел все ожидания – с Верди заключили контракт еще на две оперы. Вскоре заказчик получил партитуру опер «Король на час» и «Набукко».

  • «Король на час»

Первая опера провалилась: она не понравилась ни зрителям, ни критикам. От второй импресарио решил отказаться, но через два года все же поставил. И не прогадал – «Набукко» шла с невероятным успехом. За эти два года Верди почти упал духом, но после удачной премьеры и признания его таланта ожил. За год «Набукко» поставили 65 раз, эта опера и сейчас есть в репертуаре многих театров мира.

  • Ария из оперы «Набукко»

Композиторская карьера Верди переживала подъем, появились новые произведения, благосклонно принятые публикой: «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Первую показали в Париже. Ради этого композитору пришлось подкорректировать первоначальный вариант оперы. Во-первых, он заменил героев: из итальянцев сделал французов. Во-вторых, переименовал произведение – теперь опера называлась «Иерусалим».

Самым любимым творением Верди стала опера «Риголетто». В основу этого сюжета легла пьеса Виктора Гюго «Король забавляется». Русскому зрителю она знакома, прежде всего, по композиции «Сердце красавиц склонно к измене». Оперу ставили все мировые театры, ее видели миллионы зрителей, она до сих пор не сходит с афиш. Арии шута Риголетто исполняли Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев.

  • «Риголетто» — «Сердце красавиц»

Через два года Верди написал еще одну прославленную оперу – «Травиату», созданную на основе романа «Дама с камелиями» Дюма-сына.

  • «Застольная» из оперы «Травиата»

В 1870 году к Верди обратился правитель Египта с просьбой написать оперу. В итоге 24 декабря 1871 года состоялась премьера «Аиды». Любители оперной музыки узнаю́т ее по «Триумфальному маршу».

  • «Триумфальный марш» из оперы «Аида»

Джузеппе Верди написал 26 опер и реквием. В XIX веке оперой интересовались все слои населения, и в театре рядом с вельможами можно было встретить бедняков. Наверное, поэтому Верди стал для итальянцев народным композитором. Он писал музыку, понятную всем, каждый находил в ней что-то свое. Для простых людей она звучала как призыв бороться с несправедливостью мира.

Жизнь и творчество Верди описаны в десятках книг и показаны в нескольких фильмах. Самым удачным из них можно назвать мини-сериал «Жизнь Джузеппе Верди», снятый режиссером Ренато Кастеллани в 1982 году.

Личная жизнь

Первой женой композитора стала Маргарита Барецци, дочь купца, благодаря которому он получил музыкальное образование. Молодые люди поженились в 1836 году, вскоре у них родилась дочь Вирджиния Мария Луиза. Девочка прожила всего полтора года. За месяц до ее смерти супруга родила Джузеппе сына, которого назвали Ицилио Романо, но и он не пережил младенческий возраст. Спустя год не стало любимой жены музыканта Маргариты, которая умерла от энцефалита.

Композитору было всего 26 лет, а он уже испытал боль потери самых близких людей. Верди жил на съемной квартире рядом с церковью Санта-Сабина и пытался справиться с горем. Хотел даже бросить занятия музыкой.

Все изменилась в 1848 году, когда Джузеппе Верди встретил итальянскую оперную певицу Джузеппину Стреппони. Десять лет их брак оставался гражданским, а отношения осуждали в обществе. Желая избавиться от кривотолков, они поженились в 1859 году в Женеве и стали уединенно жить на вилле Сант-Агата. Проект дома создал композитор, без помощи архитекторов. Внешне вилла особо не выделялась, ее украшением был сад с очень красивыми цветами и экзотическими деревьями. Верди растил их сам – он любил возиться с растениями. В этом саду похоронена его любимая собака, на могиле которой выполнена надпись: «Памятник моему другу».

Супруга стала для Верди музой и другом. В 1845 году она лишилась голоса и ушла из театра. Верди тоже решил завершить композиторскую карьеру, тем более что к тому времени у него были и слава, и богатство. Но Джузеппина отговорила его от опрометчивого шага, к счастью для всех поклонников музыки. В результате появилась гениальная опера «Риголетто», вслед за ней – легендарные «Травиата» и «Аида».

Долгие годы оставаясь опорой и надеждой великого музыканта, Джузеппина умерла в 1897 году.

  • Ария Виолетты из оперы «Травиата»

Смерть

В январе 1901 года Верди приехал в Милан и поселился в отеле. 21 января у него случился инсульт. Композитор оказался почти полностью парализован, но это не помешало ему продолжить работу с партитурами двух опер Пуччини – «Тоски» и «Богемы» и оперой «Пиковая дама» Чайковского. Однако написать для них рецензии он не успел: 27 января 1901 года Джузеппе Верди умер.

Местом упокоения великого итальянца стало миланское Монументальное кладбище. Через месяц останки перенесли на территорию Дома отдыха для музыкантов на пенсии в Милане, который Верди когда-то основал.

Список использованной литературы:

  1. Верфель Ф. Верди : Роман оперы / Ф. Верфель ; пер. с нем. Н.Вольпин. 2-е изд. – Москва : Музыка, 1991. – 319 с.
  2. Дотриш Л. Музыканты, вершившие историю: как связаны великие композиторы с репрессиями, масонами и революциями / Лора Дотриш ; [перевод с французского С. Минасян]. – Москва : Эксмо, 2023. – 192 с.