Дмитрий Дмитриевич Шостакович: к 115-летию со дня рождения

Этот выпуск «Старой пластинки» мы посвящаем Дмитрию Шостаковичу, которому в 2021 году исполняется 115 лет со дня его рождения.

Материал подготовила музыковед Анастасия Александрова.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975).

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – композитор-классик XX века, обладатель универсального дарования. Нет ни одного музыкального жанра, где он не оставил бы свой след, но главной точкой приложения творческих сил являлась симфония. Мировая слава пришла к Шостаковичу в 20 лет, когда его Симфонию № 1 услышали не только на родине, но и в США, и в Европе. После этого прошло десять лет, и он стал известен всему миру.

  • «Русский вальс» из Сюиты № 2 для джаз-оркестра.

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Дмитрий Болеславович, был инженером-химиком, но страстно любил музыку. Мама, Софья Васильевна, окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и преподавала начинающим. На момент рождения Дмитрия в семье подрастала дочь Мария, в будущем – известная пианистка, а после него родилась еще одна дочь – Зоя, ставшая ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями и часто устраивали дома импровизированные концерты.

В 1915 году Дмитрий Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, к этому же времени относятся его первые серьезные музыкальные впечатления. После посещения оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» мальчик объявил о желании заниматься музыкой. Первые уроки игры на фортепиано будущий композитор получил у мамы, а после нескольких месяцев домашних занятий начал посещать частную музыкальную школу известного педагога Игнатия Гляссера. Там Шостакович достиг определенных успехов в исполнительстве, но педагог не разделял интерес ученика к композиции, поэтому в 1918 году музыкант покинул школу. Первой завершенной пьесой Шостаковича можно считать «Траурный марш памяти жертв революции».

  • «Траурный марш памяти жертв революции».

Летом 1919 года тринадцатилетнего Дмитрия Шостаковича прослушал выдающийся композитор, директор и профессор Петроградской консерватории Александр Константинович Глазунов. В том же году юный музыкант поступил в консерваторию и написал первое крупное оркестровое сочинение – Скерцо фа-диез минор. Через год были созданы Три фантастических танца для фортепиано и «Две басни Крылова» для голоса и фортепиано.

  • Три фантастических танца для фортепиано.

В консерватории Шостакович учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: революцию, гражданскую войну, разруху, голод. Зимой в консерватории не было отопления, в городе плохо ходил транспорт, поэтому многие ученики бросали музыку и пропускали занятия. Дмитрий Шостакович продолжал обучение, а по вечерам посещал концерты Петроградской филармонии, которая впоследствии стала носить его имя.

Трудная жизнь в условиях полуголодного существования (консерваторский паек был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец, и семья осталась без средств. Через несколько месяцев Дмитрий Шостакович перенес сложную операцию, едва не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он активно искал работу и устроился тапером в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказал Александр Константинович Глазунов, сумевший выхлопотать для Шостаковича дополнительный паек и персональную стипендию.

  • Фортепианный квинтет.

В 1923 году Дмитрий Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, в 1925 – по классу композиции. Его дипломной работой стала Симфония № 1, премьера которой состоялась 12 мая 1926 года. Впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, он собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Например, в 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве исполнил сонату собственного сочинения и получил почетный диплом.

Необычный талант Шостаковича еще раньше, во время гастролей по СССР, заметил немецкий дирижер Бруно Вальтер. Услышав Симфонию № 1, он попросил молодого композитора прислать партитуру в Берлин. Вслед за Вальтером эту симфонию в Европе и США исполняли Отто Клемперер, Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини, тем самым сделав Шостаковича знаменитым.

  • Симфония № 1.

Уже в раннем творчестве ощутимы два свойства музыки Шостаковича. Одно из них выразилось в становлении нового инструментального стиля –легкого и непринужденного состязания концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом стремлении придать музыке высшую осмысленность, раскрыть симфоническими средствами концепцию философского уровня. Многие сочинения композитора отразили неспокойную атмосферу его времени, когда новый стиль рождался в борьбе противоречий.
В некоторых произведениях Шостаковича проявилась яркая театральность. Например, для оперы «Нос», созданной по мотивам повести Гоголя, характерна не только острая пародийность, доходящая до гротеска в образах определенных персонажей, но и интонация смеха сквозь слезы, которая помогает раскрыть образ главного героя – майора Ковалева.

  • Антракт из оперы «Нос».

Стиль Шостаковича – результат влияния творчества разных композиторов, прежде всего, Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского, Густава Малера. Молодой автор впитал звучание тогдашнего музыкального быта – общедоступной культуры «легкого» жанра, владевшей сознанием масс. Отношение к ней у композитора было двойственное: иногда он утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот искусства. Это особенно четко проявляется в ранних балетах Шостаковича «Золотой век» и «Болт», а также в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

Молодой композитор много и упорно работал в кино – сначала как тапер при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма «Встречный» 1932 года обрела всенародную популярность.

  • Песня о встречном («Нас утро встречает прохладой»), стихи Бориса Корнилова.

Работа в кино продолжилась после Великой Отечественной войны. Широкую популярность обрела музыка Шостаковича к кинофильму «Овод», а также экранизациям трагедий Шекспира «Гамлет» и «Король Лир».

  • Романс из кинофильма «Овод»

Одно из самых известных произведений Шостаковича – Симфония № 7 «Ленинградская» – создавалась в первые месяцы войны в блокадном Ленинграде. Композитор продолжил работать над ней и в эвакуации в Куйбышеве (ныне – Самара). Впервые эта симфония прозвучала в марте 1942 года в Куйбышеве, затем в Москве, и 9 августа 1942 года – в блокадном Ленинграде, в Большом зале филармонии, под руководством дирижера Карла Элиасберга. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

  • Симфония № 7 «Ленинградская».

В 1943 году композитор переехал в Москву, совмещал преподавание в Московской и Ленинградской консерваториях. Среди его учеников такие композиторы, как Георгий Свиридов, Борис Тищенко, Александр Мнацаканян, Карен Хачатурян, Борис Чайковский, Вадим Биберган.

В 1940-е годы были созданы Фортепианный квинтет, Второе фортепианное трио, несколько струнных квартетов, Концерт для скрипки с оркестром № 1, а также Симфония № 9.
1950-е годы начались для Шостаковича очень важной работой. Выступая в качестве члена жюри на Международном конкурсе имени Иоганна Себастьяна Баха в Лейпциге, композитор был настолько вдохновлен атмосферой города и музыкой его великого жителя, что, вернувшись в Москву, приступил к созданию фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги».

  • Прелюдия и фуга ре мажор.

В 1952 году Шостакович написал фортепианный цикл пьес для детей «Танцы кукол».

  • «Танцы кукол»:  Лирический вальс.

  • «Танцы кукол»:  Гавот.

  • «Танцы кукол»: Романс.

Многие произведения второй половины 1950-х проникнуты оптимизмом. Таковы Струнный квартет № 6, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, оперетта «Москва, Черёмушки».
В 1962 году Дмитрий Шостакович вместе с дирижером Геннадием Рождественским, скрипачом Давидом Ойстрахом, виолончелистом Мстиславом Ростроповичем и оперной певицей Галиной Вишневской посетил крупнейший музыкальный Эдинбургский фестиваль, программа которого состояла преимущественно из его сочинений. Исполнение музыки Шостаковича в Великобритании вызвало большой общественный резонанс.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Шостакович создает произведения, проникнутые страданием, болью и неизбывной тоской. Среди них Симфония № 14, вокальные циклы на стихи Александра Блока, Марины Цветаевой и Микеланджело.

  • Вокальный цикл на стихи Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано».

В 1971 году композитор написал Симфонию № 15, которая отличается настроением задумчивости, ностальгии и воспоминаний. В ней композитор прибегнул к цитатам из произведений прошлого, использовав технику коллажа.

Последним сочинением Дмитрия Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано. Он скончался в Москве 9 августа 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Шостакович оказал сильное влияние на развитие и отечественной, и мировой музыкальной культуры, но не столько буквально, стилистически, сколько в распространении художественных средств и стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с главными проблемами жизни человека. Гуманистическое по сути, истинно художественное по форме творчество Дмитрия Шостаковича не теряет актуальности и в наши дни.

  • Симфония № 5 первая часть.