Давид Тухманов. К 80-летию со дня рождения композитора

Введение

Творчество композитора Давида Федоровича Тухманова любимо многими поколениями нашей страны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), народный артист Российской Федерации (2000), лауреат Государственной премий Российской Федерации (2003), обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, он внес большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
Прежде всего, Давид Тухманов известен как автор песен, среди которых большое количество шлягеров и хитов, не теряющих своей популярности до сих пор. В 60-е – 80-е годы его песни звучали по радио, их включали в торжественные концертные программы, а пластинки расходились миллионными тиражами. Вокальные композиции исполняли как именитые певцы, так и только начинающие свою карьеру молодые музыканты, а слушатели разных возрастов напевали полюбившиеся мелодии.

Биография

20 июля нынешнего, 2020 года, композитор отметит свое 80-летие. Он родился в 1940 году в Москве в русско-армянской семье и был назван в честь деда, с которым является полным тезкой – Давид Федорович Тухманов. Отец композитора – Федор Тухманов был инженером по специальности, а мама – Вера Карасева, музыкант, композитор. Именно под влиянием матери с ранних лет Давид Тухманов начал заниматься музыкой, и в 4 года написал свое первое музыкальное произведение.
Сначала Давид Тухманов окончил Музыкальную школу при Институте имени Гнесиных по классу фортепиано, его педагогом была Елена Самойловна Эфрусси. Юный музыкант увлекался не только игрой на рояле, но и сочинением музыки. Этот опыт всячески поощряла Елена Фабиановна Гнесина – замечательная пианистка, маститый педагог, одна из основательниц музыкального училища, которое позже переросло в Институт. Тухманов писал пьесы для фортепиано и вокальные произведения – романсы и баллады. Начиная с 7 класса школы его занятия по композиции и теории музыки стали регулярными под руководством Льва Николаевича Наумова.
В 1958 году Давид Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института имени Гнесиных. В институте он учился в классе Фавия Евгеньевича Витачека (любопытно отметить, что сам Витачек занимался в свое время у выдающегося композитора-симфониста Николая Яковлевича Мясковского – выпускника Санкт-Петербургской консерватории).
По окончании института в 1963 году (после выпуска Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром) дипломной работой Давида Тухманова была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль», поэтическим первоисточником которой послужили фрагменты из поэмы Александра Твардовского. Также молодым автором был создан цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был Александр Градский).

Композитор Тухманов

Творческий багаж Давида Тухманова выходит далеко за рамки одного жанра – эстрадной песни, ведь он – автор фортепианных пьес, сочинений для инструментальных ансамблей, камерно-вокальных опусов, мюзиклов, музыки к спектаклям, хоров для детей. Однако, именно песня стала своего рода красной нитью, проходящей через все творческие этапы композитора, и запечатлела не только внутренний мир и профессиональные интересы автора, но и атмосферу времени.
Мы вспомним некоторые песни Давида Тухманова, которые продолжают звучать и обретают новых поклонников таланта композитора.
Давид Тухманов начал работать в жанре песни в 60-е годы и поначалу был известен как аранжировщик песен Булата Окуджавы и Юрия Визбора, но в 1964 году о нем заговорили и как о композиторе. Свой первый хит – «Последняя электричка» молодой автор написал на стихи Михаила Ножкина. В 1966 году в радиопередаче «С добрым утром!» эта песня прозвучала в исполнении Владимира Макарова, открыв дорогу и другим песням Тухманова на телевидение.
«Последняя электричка» органично вписалась в советскую эстраду тех лет, впитав дух свободы, молодости, влюбленности и открытости, характерный для периода «оттепели».

  • Песня «Последняя электричка».

Стихи – Михаил Ножкин.
Исполнитель – Валерий Ободзинский (первый исполнитель В.Макаров).

Последующие вокальные композиции Давида Тухманова не ограничились песенными стандартами 60-х годов и стилистически были разнообразны. Музыкальный кругозор, стремление к неизведанному позволили композитору избежать штампов и «окаменелости». Напротив, стиль Тухманова постоянно менялся и преобразовывался, автор искал и обретал новые манеры письма. Думается, что в этом находит проявление не только личная позиция Давида Тухманова, но и сказывается та профессиональная основа, которую композитор получил, обучаясь в Музыкально-педагогическом государственном институте имени Гнесиных в Москве (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных).
Музыкальное образование Давида Тухманова было фундаментальным и основательным, с влиянием академических традиций – с одной стороны, а с другой – все это соединялось с модными в то время увлечениями западной современной музыкой и смелыми экспериментами. Именно этот органичный микст, помимо таланта, и позволил Тухманову стать мастером в своем деле и идти разными стилистическими путями в творчестве.
Так, к созданию романсов – жанру чрезвычайно распространенному в XIX веке, Давид Тухманов обратится не только в годы учебы, но и в последующие периоды. Одним из лучших образцов в этом жанре можно считать романс «Напрасные слова», созданный композитором в 1987 году, а эталонным исполнением стала интерпретация Александра Малинина, записанная в следующем, 1988 году.
«Напрасные слова» – это некий образ романса, высокохудожественная стилизация, соединяющая изысканный текст, задушевную манеру исполнения, тихий гитарный аккомпанемент, как будто сочиненный здесь и сейчас. Все это настраивает на определенное эмоциональное состояние и стирает границы времени – нет ощущения, что романс написан в бурном XX столетии.

  • Романс «Напрасные слова».

Стихи – Лариса Рубальская.
Исполнитель – Александр Малинин.

Для композитора-песенника очень важно найти своего исполнителя. Ведь именно певец является проводником песни в мир и от него во многом зависит судьба вокального сочинения. Давид Тухманов сотрудничал с лучшими исполнителями советской и российской эстрады, среди которых были Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, София Ротару, Ирина Аллегрова, Людмила Сенчина, Сергей Захаров, также популярные ансамбли «Веселые ребята, «Самоцветы», «Песняры», «Лейся, песня». Композитор открыл дорогу на большую сцену таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала.
В конце 60-х – начале 70-х годов благодаря яркому и плодотворному сотрудничеству Давида Тухманова и Валерия Ободзинского прозвучали два шлягера.
В 1968 году была написана «Восточная песня». После ее появления на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!» певец Валерий Ободзинский проснулся знаменитым. Песня, созданная более полувека назад, звучит и сейчас в самых разных кавер версиях.

  • «Восточная песня».

Стихи – Онегин Гаджикасимов
Исполнитель – Валерий Ободзинский.

Два года спустя, в 1970 году появилась песня «Эти глаза напротив». Автором текста стала первая жена композитора Татьяна Сашко – фактически продюсер Тухманова, певица, композитор и поэт различных песен. Успех песни был ошеломителен!, хотя нашлись и те, кто критиковал вокальную композицию и считал, что довольно скоро она канет в Лету. Однако, и эта песня продолжает свою жизнь.

  • Песня «Эти глаза напротив».

Стихи – Татьяна Сашко.
Исполнитель – Валерий Ободзинский.

В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Давид Тухманов впервые объединил песни в один альбом. Получилась пластинка, построенная по принципу сюиты: каждая из песен абсолютно самодостаточна и может быть исполнена отдельно от других, но вместе они образуют вокальный цикл, выражающий определенную идею. Сам Тухманов позже заявлял, что все его пластинки – это эксперименты в области музыки в стремлении создать что-то новое, необычное, а принцип сюитности был заимствован им у группы The Beatles – родоначальников концептуального альбома.
Для записи пластинки Тухманов пригласил молодых исполнителей – Александра Градского, Нину Бродскую, Галину Ненашеву, Юрия Антонова. Также в записи принимали участие: ансамбль «Веселые ребята», вокальный квартет «Улыбка», ансамбль «Звучат струны», Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио (дирижер – Вадим Людвиковский), Эстрадно-симфонический оркестр (дирижер – Константин Кримец), струнный ансамбль Большого симфонического оркестра, группа Большого хора Всесоюзного радио. Композитор очень тщательно работал над аранжировками песен, включенных в альбом, делая их близкими к арт-року, направлению для которого характерно соединение традиций академической музыки, выразительной мелодии, художественного текста и новаторского музыкального языка.

Список композиций дебютного диска «Как прекрасен мир» выглядит так:

  • 1. «Любовь – дитя планеты», стихи Евгения Евтушенко;
  • 2. «Только ты молчи», стихи Михаила Ножкина;
  • 3. «Любимая, спи», стихи Евгения Евтушенко;
  • 4. «Капитан», стихи Игоря Кобзева;
  • 5. «Джоконда», стихи Татьяны Сашко;
  • 6. «День без выстрела», стихи Михаила Дудина;
  • 7. «Как прекрасен этот мир», стихи Владимира Харитонова;
  • 8. «Танцевальный час на солнце», стихи Семена Кирсанова;
  • 9. «Сан Саныч», стихи Эдуарда Вериго;
  • 10. «Жил-был я», стихи Семена Кирсанова;
  • 11. «Эпилог».

Автором рецензии, запечатленной на конверте пластинки, выступил выдающийся отечественный композитор-песенник Ян Френкель. Он написал следующее: «Имя Давида Тухманова хорошо известно любителям эстрадной музыки. Уже первые песни, прозвучавшие в эфире всего несколько лет назад, обратили на себя внимание и очень скоро приобрели завидную популярность. Тухманов обращается к чрезвычайно широкому кругу слушателей, но прежде всего к молодежи, эмоциональный мир которой ему удается передать с неподдельной искренностью, правдиво и ярко. Начав с песен преимущественно лирического характера, композитор последовательно работает над расширением круга образов, создавая песни, где гражданское чувство перекликается с личным, юмор с лирикой, бытовое с фантастическим. «Как прекрасен мир» представляет собой своего рода музыкальную композицию, в которой автор расположил отобранные им песни в последовательности, строго отвечающей его драматургическому замыслу. Осуществляя свой замысел, композитор отходит от привычных форм эстрадной песни. Он смело вводит в композицию элементы симфонической и камерной музыки, доверяя музыкальной чуткости своего слушателя. Весьма сложный жанровый, интонационный и гармонический сплав отличается стилистическим единством и индивидуальным своеобразием. Особое внимание, как всегда, композитор уделяет мелодии, создает запоминающийся образ. Важным элементом композиции является изобретательная, строго продуманная аранжировка. Композиция «Как прекрасен мир» - результат вдумчивой, серьезной работы молодого композитора, лауреата Московского комсомола. Можно надеяться, она вызовет интерес среди любителей песни».

Некоторые песни данного цикла особенно популярны. К таковым можно отнести композицию «Как прекрасен этот мир», которая является лирическим центром всей сюиты. Светлая, одухотворенная, возвышенная музыка как будто бы приподнимает над действительностью и побуждает соприкоснуться с истинно прекрасным.

  • Песня «Как прекрасен этот мир».

Стихи – Владимир Харитонов.
Исполнитель –ВИА «Самоцветы» (первый исполнитель– Юрий Антонов).

В 1976 году вышел концептуальный диск Давида Тухманова «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. Альбом назван по одной из вошедших в него песен на стихи кубинского поэта XX века Николаса Гильена. В качестве солистов в записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы – Александр Барыкин, Людмила Барыкина, Александр Лерман, Наталия Капустина, Сергей Беликов, Мехрдад Бади, Владислав Андрианов. Игорь Иванов.
Пожалуй, главной задачей для композитора стало соединение законов классической музыки с электронным звучанием. Очень много времени ушло на поиск текстов и их драматургическую компоновку в сюитном музыкальном цикле. Активное участие в этом принимала Татьяна Сашко, которая считала, что в этом альбоме важно «подать классическую поэзию в современной музыкальной обработке». У Давида Тухманова было такое мнение об этом альбоме: «Я считал, что работа сложная, эстетически слишком изысканная и вряд ли будет популярна». Однако пластинка была распродана тиражом в 2,5 миллиона экземпляров.

Список композиций диска «По волне моей памяти» выглядит так:

  • 1. «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет», стихи Максимилиана Волошина;
  • 2. «Из Сафо», перевод Викентия Вересаева;
  • 3. «Из вагантов», перевод Льва Гинзбурга;
  • 4. «Приглашение к путешествию», стихи Шарля Бодлера, перевод Ирины Озеровой;
  • 5. «Доброй ночи», стихи Перси Биши Шелли;
  • 6. «По волне моей памяти», стихи Николаса Гильена, перевод Инны Тыняновой;
  • 7. «Сентиментальная прогулка», стихи Поля Верлена, перевод Ариадны Эфрон;
  • 8. «Сердце мое, сердце», стихи Иоганна Вольфганга Гете, перевод Вильгельма Левика;
  • 9. «Смятение», стихи Анны Ахматовой;
  • 10. «Посвящение в альбом», стихи Адама Мицкевича, перевод Семена Кирсанова)

Романс «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет».
Стихи – Максимилиан Волошин.
Исполнитель – Мехрдад Бади.

Самой популярной песней цикла стала «Из вагантов», которую также называют «Песенкой студента» или просто «Студент». В ее основе вольный перевод латинского текста песни вагантов (странствующих студентов, бродячих поэтов) XIII века.

  • Песня «Из вагантов».

Перевод – Лев Гинзбург.
Исполнитель – Игорь Иванов.

В конце 80-х годов в творчестве Давида Тухманова появилась новая грань: он обращается к детской тематике. В 1989 году в содружестве с известным поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском (Екатеринбургском) театре музыкальной комедии. Позже композитор работал и над другими детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Юрием Энтиным написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках, на компакт-дисках и аудиокассетах. Также Давид Тухманов является автором гимна Международного фестиваля детского анимационного кино « Золотая рыбка».
В области эстрады в 80-е годы рождаются новые хиты композитора. В 1986 году Давид Тухманов стал художественным руководителем группы «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Игорь Тальков пробыл в составе группе только год, но в течение этого времени он был своего рода идеологом коллектива. Особую популярность принесла лирическая песня «Чистые пруды», прозвучавшая на фестивале «Песня года -87».

  • Песня «Чистые пруды».

Стихи – Леонид Фадеев.
Исполнитель – Игорь Тальков.

К песням лирической направленности Давид Тухманов обращался неоднократно. Так, в 1973 году для фильма «Эта веселая планета» им был написан саундтрек – песня «Наши любимые». В первоначальной версии ее исполнял ВИА «Песняры» с сольным вокалом руководителя коллектива Владимира Мулявина. Инсценированное выступление ансамбля вошло в ткань фильма. Эта песня очень полюбилась не только слушателям, но и исполнителям. Ее пела Мария Пахоменко, вокальный квартет «Аккорд» и многие другие. В 70-е годы песня «Наши любимые» была одной из самых популярных в СССР.

  • Песня «Наши любимые».

Стихи – Игорь Шаферан.
Исполнитель – ВИА «Песняры».

К числу наиболее известных песен Давида Тухманова относится песня «Семейный альбом», которая стала визитной карточкой Эдиты Пьехи и прочно вошла в репертуар певицы.

  • Песня «Семейный альбом».

Стихи – Михаил Танич.
Исполнитель – ВИА «Веселые ребята».

Особое внимание композитор уделял созданию песен патриотической направленности. В 1972 году Давид Тухманов был удостоен Премии Московского комсомола за песни «День без выстрела», «Мы большая семья», «Земля черна» и другие. Чрезвычайно популярными стали песни «Я люблю тебя, Россия» и «Мой адрес – Советский Союз».

  • Песня «Мой адрес – Советский Союз».

Стихи – Владимир Харитонов.
Исполнитель – ВИА «Самоцветы».

В 1975 году, к 30-летию Победы над фашисткой Германией в Союзе композиторов был объявлен конкурс на создание лучшей песни о Великой Отечественной войне, и поэт Владимир Харитонов предложил Давиду Тухманову, с которым он неоднократно сотрудничал, написать такую песню. Так появилась песня «День Победы», которая никакого места не заняла, более того в адрес ее создателей прозвучали резкие критические высказывания. Музыку Тухманова сочли фокстротом, а стихи Харитонова – легкомысленными. В результате песня была запрещена, ее не пропускали в эфир – ни на радио, ни на телевидении. Тем не менее, Лев Лещенко без официального разрешения, рискнув карьерой, исполнил «День Победы» на концерте ко Дню милиции, чем обеспечил ей народное признание. Также песня два раза прозвучала на фестивале «Песня года» в 1975 и 1976 годах.
Сейчас трудно представить какой-либо концерт, посвященный Великой Победе, без этой песни. Звучала эта музыка (инструментальная версия) и 24 июня на параде, приуроченном к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сам композитор о своей песни отзывался так: «Конечно, я счастлив, что написал «День Победы». Дал Бог!».

  • Песня «День Победы».

Стихи - Владимира Харитонова.
Исполнитель – Лев Лещенко.

В 2000 году по случаю 60-летия Давида Тухманова проходили большие авторские концерты в ГЦКЗ «Россия». Начало XXI века отмечено в его творчестве новыми сочинениями. Так, осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко. В 2002 году для празднования Дня славянской письменности и культуры в Новосибирске композитор создал ораторию «Легенда о Ермаке» для большого хора, солистов и оркестра. В июне 2003 года в московском театре сатиры состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», музыкальное сопровождение к которому написано Тумановым. Также он является автором музыкального оформления для празднования Дня независимости России на Красной площади в Москве в 2003 и 2004 годах.

Обращался композитор и к камерной музыке: им созданы циклы баллад и романсов: «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастьяна» на стихи австрийского поэта Георга Тракля, поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь».
В 2008 году Давид Тухманов представил оперу «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди). «Царица» – это первое обращение композитора к оперному спектаклю, до этого он опер не писал. Премьера «Царицы» состоялась 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а 25 ноября того же года с оперой могла познакомиться и московская публика на сцене Государственного Кремлевского дворца.
С 2010 года Давид Тухманов является членом Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
В последние годы автор уделяет большее внимание академической музыке, нежели эстрадной, однако, его песни продолжают звучать и не теряют актуальности.

Дискография Давида Тухманова насчитывает сотни песен на разные темы. Известные мелодии создавались благодаря кропотливому труду и профессионализму композитора, хотя звучали так, как будто бы возникали легко и непринужденно. Мало кому удалось сочинить столько выдержавших испытание временем хитов. Тухманова без преувеличения можно назвать классиком эстрадной песни. В своем творчестве он сумел органично соединить классическую музыкальную основу, лучшие традиции советской песни и самые свежие достижения в области аранжировки и звукорежиссуры. Песни Давида Тухманова продолжают жить и радовать всех нас. С днем рождения, Маэстро!

Анастасия Александрова, музыковед,
ведущий специалист концертного отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова