Часть 2. «Будем как солнце!». К 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.

Композицию подготовила музыковед, ведущий специалист Концертного отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Анастасия Александрова (по материалам книги: Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М.: Музыка, 1981. – 143 с., ил.).

Часть 2

Биография (продолжение)

Получив разрешение на выезд за границу, летом 1918 года Сергей Прокофьев покинул в Россию и отправился в США. Путь в Новый Свет, в Сан-Франциско, был долгим – через Владивосток и Японию. Америка встретила Прокофьева с любопытством и недоверием. Публика приняла его как пианиста, но не как композитора. Сергей Сергеевич много концертировал, но в программу ему разрешали включать лишь то, что нравилось публике. Постепенно жизнь в США стала тяготить, поэтому в апреле 1920 года Прокофьев уехал в Европу.

Весной 1921 года Париж восторженно принял нового русского композитора. Исполнялись его «Скифская сюита» и балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Наконец, за границей произошло открытие Прокофьева-композитора. Окрыленный успехом, он начал работать над Третьим фортепианным концертом, который стал крупнейшим достижением жанра не только в творчестве Сергея Прокофьева, но в мировой пианистической литературе. Автор с задором рассыпал перед слушателями поразительные виртуозные эффекты.

Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен солнца бьет непобедимый скиф.

Так писал Бальмонт в своем сонете о Третьем фортепианном концерте, вызвавшем восхищение у выдающихся музыкантов мира.

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор, III часть.

В 1921 году «американская кривая» Прокофьева «вновь повернула вверх». Чикагская опера заключила с композитором договор на постановку оперы по сказке Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Премьера, состоявшаяся 30 декабря 1921 года, прошла очень эффектно. В зале присутствовали крупнейшие американские музыканты и ведущие театральные критики. Газетные полосы пестрели крикливыми заголовками.

На протяжении всего спектакля шла нешуточная, полная страсти и азарта, борьба двух миров. Злобная и могущественная Фата Моргана покровительствует злопыхателям Леандру и Клариче, мечтающим о смерти Принца. С Принцем – верный друг и весельчак Труффальдино, Король и придворные. В результате запутанных перипетий добро и любовь торжествуют.

  • Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

В марте 1922 года Прокофьев вместе с матерью уехал в Германию и поселился в местечке Этталь, раскинувшемся в живописных баварских Альпах. Здесь он отдыхал и заканчивал новую оперу по материалам романа Валерия Брюсова «Огненный ангел». Здесь же женился на молодой испанской певице Лине Кодина. Лина Ивановна в течение 18 лет разделяла беспокойную жизнь композитора, стала матерью двух его сыновей. Одаренная певица много выступала, исполняя вокальные произведения Прокофьева.
Осенью 1923 года Прокофьев переехал в Париж. Он согрет парижским солнцем и попал в высший творческий интеллектуальный круг, состоящий из всемирно известных композиторов, художников, писателей. Каждое исполнение его произведений становится значительным событием в культурной жизни. География зарубежных гастролей музыканта – почти весь мир. Среди его друзей – именитые деятели искусства. Десятилетие, проведенное в Париже, Прокофьев начал премьерой Скрипичного концерта. Сочиненный несколько лет назад, он впервые был исполнен в день приезда композитора во французскую столицу.

  • Концерт для скрипки с оркестром № 1 ре мажор, II часть.

Во время передышек между бесконечными гастролями, в недолгие часы отдыха после напряженного творческого труда Прокофьев радушно принимал у себя гостей. У него бывали Чарли Чаплин, Федор Шаляпин, шахматисты Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин. Летние месяцы посвящены новому увлечению – автомобилю. Композитор совершил интересные поездки по Франции и Швейцарии, восхищаясь прекрасной природой и старинной архитектурой.
В Советском Союзе за эти годы музыка Прокофьева завоевала большее признание. Стране, которая стремительно двигалась вперед, жизнерадостное и человеческое искусство молодого талантливого композитора было необходимо.

Январь 1927 года отмечен долгожданным и радостным событием в жизни Прокофьева – поездкой в Советскую Россию. Впервые после десятилетней разлуки он увидел грандиозные перемены, о которых ему в письмах рассказывали друзья. Концерты Сергея Прокофьева с огромным успехом прошли в Москве, Ленинграде и разных городах на Украине.

  • «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта».

В 1929 году состоялась еще одна поездка в Москву. Постепенно Прокофьева начала тяготить жизнь в Европе. «Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зиму и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни. Здесь я лишаюсь сил. Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Да, друг мой, я возвращаюсь…» – признался композитор в одном из писем.

К лету 1936 года переезд в Москву завершился. Деятельность Прокофьева с первых месяцев пребывания на Родине – необыкновенно активная. Он начал работать над заказами для кино и театра, среди которых – музыка к кинофильму «Поручик Киже» и спектакль «Египетские ночи».

Появились произведения, адресованные детям. «Детская музыка» – цикл из 12 поэтичных, изобретательных по манере фортепианного изложения пьес. Другим сочинением для детей стала симфоническая сказка «Петя и волк» – «подарок не только всем московским детям, но и своим собственным», как шутливо говорил композитор. Остроумная жизнерадостная музыка «Пети и волка» одновременно несла педагогическую функцию, в то же время демонстрируя звучание разных инструментов оркестра. Сказка быстро стала едва ли не самым репертуарным сочинением Прокофьева, даря детям и взрослым в разных уголках планеты радость знакомства с миром симфонической музыки. Веселую историю о том, как пионер Петя перехитрил волка, слушателям рассказывали Жерар Филипп, Вера Марецкая, Элеонора Рузвельт.

  • Марш из симфонической сказки «Петя и волк».

Несколько лет Прокофьев напряженно искал сюжет для большого сценического произведения. Наконец, он остановил выбор на трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Театральная премьера в Кировском (Мариинском) театре в 1940 году далась нелегко и автору, и постановщику, и танцорам. Галина Уланова, исполнительница партии Джульетты, рассказывает в воспоминаниях, как непривычно нова была музыка, лишенная ясно слышимого метрического пульса; казалось, временами он вообще исчезал. По ходу репетиций часто вспыхивали споры. Композитор, всегда твердо отстаивавший авторские права, порой корректировал музыку, делал ее более «танцевальной». Но затраченные усилия были вознаграждены на премьере, вызвавшей единодушное восхищение зрителей и прессы. Вдохновенный, полный света и одновременно трагический образ юной героини в исполнении Улановой потрясал до слез. Джульетта стала ее любимой ролью.

  • Адажио из балета «Ромео и Джульетта».

В 1938 году Прокофьев совершил последнюю концертную поездку за границу: Франция, Чехословакия, Англия, США. Турне по городам США прошло с триумфом. Огромный успех сопровождал каждое выступление и каждый концерт, было создано Общество имени Прокофьева.

Вернувшись домой, Сергей Сергеевич с жаром продолжил работу над новыми сочинениями, среди которых – музыка к фильму «Александр Невский». Прокофьев с восторгом наблюдал за кипучей деятельностью Сергея Эйзенштейна, восторгался изобретательностью съемочного коллектива. За год до начала Второй мировой войны с экрана прозвучал пророческий голос новгородского князя и полководца Александра Ярославича: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».

  • «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

Великая Отечественная война стала испытанием, которое заставило каждого человека мобилизовать все нравственные и физические силы, отдать во имя победы всю энергию, труд и талант. И те, кто уходил на фронт, и те, кто оставался в тылу, воевали с фашисткой Германией, отстаивая в этой борьбе не только независимость страны, жизнь и свободу детей, но все прекрасное, что было создано человечеством.

В этот период Прокофьев выступал с концертами, находясь в эвакуации. При этом ни на один день не прекращал работу над новыми сочинениями. Писал лихорадочно, его переполняли новые идеи, которые он едва успевал переносить на бумагу.

В мае 1942 года Прокофьев по приглашению Эйзенштейна отправился в Алма-Ату для создания музыки к фильму «Иван Грозный». Много творческих сил потребовала работа над масштабной оперой «Война и мир» по роману Льва Толстого. Летом 1943 года композитор завершил балет «Золушка», созданный по предложению дирекции Ленинградского Кировского театра. Тогда же появилось одно из самых светлых и изящных творений Прокофьева – Флейтовая соната. Написать сочинение для любимой флейты он мечтал, еще живя во Франции.

  • Соната для флейты и фортепиано ре мажор, III часть.

Лето 1944 года Прокофьев впервые провел в Ивановском Доме творчества композиторов. Радостно волновала приближающаяся победа, это придавало сил. Ивановское лето знаменательно появлением таких произведений, как Восьмая фортепианная соната и Пятая симфония. Рождавшаяся в годы Великой Отечественной войны, симфония прозвучала гордым гимном мужеству, открывая гармоничный и светлый мир, победивший зло.

День Победы 1945 года Прокофьев встретил в подмосковном санатории «Подлипки»: неожиданный приступ тяжелой болезни надолго вывел его из строя. Отныне вся жизнь композитора будет проходить в жестокой борьбе с недугом. Едва оправившись, Прокофьев, невзирая на запреты врачей, продолжил работать.

1945-1946 годы богаты прокофьевскими премьерами. Столичные театры любовно и бережно работали над постановкой его опер и балетов. Пять новых спектаклей за год – что лучше может свидетельствовать о широком признании композитора?! Особенно возвышенно и проникновенно прозвучала музыка балета «Золушка». Многомиллионные жертвы, кровь и страдания, жестокая борьба не отняла у людей мечту о прекрасном, о том, что осталось в незабываемой мирной жизни и за что шла суровая битва.

  • Вальс из балета «Золушка»

Последний этап жизни Прокофьева труден. Прогрессирующая гипертония часто обострялась приступами. С 1949 года композитор вел жизнь аскета и почти не выезжал с дачи на Николиной горе. Несмотря на болезнь и строжайший режим, он постоянно трудился. При этом сохранил редкий дар радоваться жизни, видеть ее красоту и участвовать в ней. Его восхищала природа Подмосковья, он с удовольствием занимался садоводством, напоминая: «Ведь недаром я – сын агронома».

Среди богатств прокофьевского творчества последних лет, пожалуй, самое светлое, возвышенное, полное гармоничности впечатление производит Седьмая симфония, впервые прозвучавшая в 1952 году. Она принесла композитору звание лауреата Ленинской премии: это произошло через пять лет после премьеры, когда Прокофьева уже не было в живых. Композитора не стало 5 марта 1953 года – один из самых ярких музыкальных гениев мира умер в Москве. Мечты Прокофьева о простоте, высокой и прекрасной, воплощены в симфонии с редким художественным совершенством.

  • Симфония № 7, I часть.

Творчество Прокофьева так же своеобразно, богато и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. «Классический композитор – это безумец, который сочиняет вещи, непонятные для своего поколения». В его устах это парадоксальное заявление звучало естественно и правомерно. Он всегда был впереди всех. Новым являлось не только содержание его произведений, но и язык, на котором он говорил. Причудливо, но с несокрушимой логикой в музыке Прокофьева соединены противоречивые приметы времени, приверженность гуманистическим традициям отечественного и зарубежного искусства и смелые прорывы в будущее. Его солнечный гений рожден XX веком. И чем больше времени проходит, тем яснее становится, как нужна людям музыка Сергея Прокофьева.

«Пушкинский» вальс № 1 фа мажор