Антонио Вивальди: к 345-летию со дня рождения композитора

В марте 2023 года исполняется 345 лет со дня рождения Антонио Вивальди. Этому композитору мы посвящаем 27-й выпуск «Старой пластинки».

Портрет Антонио Вивальди
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди – один из крупнейших представителей итальянской музыки XVIII века, получил широкое признание в Европе еще при жизни. Мастер ансамблево-оркестрового концерта и автор около 40 опер, он больше всего известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Пожалуй, самые знаменитые его произведения – четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в цикл «Спор гармонии с изобретением».

  • Концерт ля минор в 3 ч. А. Вивальди


Джованни Баттиста, отец композитора, с десяти лет жил в Венеции, где обучался парикмахерскому ремеслу. В то время, чтобы занять свободное время клиентов, в итальянских цирюльнях, как правило, держали музыкальные инструменты. Джованни время от времени играл на скрипке и впоследствии полностью посвятил себя музыке.

В 1677 году Джованни женился на Камилле Каликчио. 4 марта 1678 года у них родился сын, Антонио Вивальди. Мальчик был крещен сразу после рождения: акушерка убедила всех, что жизнь младенца в опасности. У Антонио было три сестры и два брата.

О юношеских годах и музыкальном образовании композитора сохранилось мало сведений. Вероятно, его первым наставником был отец. Он научил мальчика играть на скрипке, так что Антонио уже в 10 лет выступал в соборе Святого Марка. В 1689 году состоялась премьера оперы «La Fedeltà sfortunata» Джованни Баттиста Росси, что позволяет предположить наличие композиторского таланта и у отца Антонио Вивальди.

Здоровье Антонио было слабым, но это не помешало ему заниматься скрипкой, сочинять и принимать участие в музыкальных мероприятиях, хотя не позволило освоить игру на духовых инструментах.

  • Концерт соль мажор в 3 ч. А. Вивальди

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор жизненного пути юного музыканта: он решил стать священнослужителем, совмещая духовную и музыкальную карьеру.

В сентябре 1703 года Антонио Вивальди стал мастером скрипки в детском доме в Венеции. Являясь, прежде всего, композитором, он в то же время слыл виртуозным скрипачом. В течение следующих тридцати лет, работая при монастыре, Вивальди сочинил большинство своих крупных произведений.

После рукоположения в 1704 году, из-за плохого состояния здоровья композитор получил послабление в проведении месс и служил их всего несколько раз. После этого он оставил свои церковные обязанности, сохранив сан, и постоянно писал концерты, кантаты, а также вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Всего таких сочинений – более 60.

  • Концерт ля мажор в 3 ч. А. Вивальди

Вскоре к обязанностям учителя скрипки у Вивальди прибавились обязанности учителя альта. При этом он должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику. В 1716 году его назначили музыкальным руководителем школы при монастыре и ответственным за всю музыкальную деятельность учреждения. Написанную в то время ораторию «Юдифь торжествующая» отличает свежесть мелодического вдохновения и тонкость оркестрового колорита. Это одно из лучших творений композитора. Важно отметить, что множество учеников и обилие композиторской работы не отвлекали Вивальди от активной работы в театре.

  • «Времена года» «Весна» Концерт № 1 ми мажор

Период с 1713 по 1718 год многие исследователи считают самым продуктивным этапом в творческой биографии композитора: за пять лет он написал в общей сложности восемь опер. В 1722 году Вивальди переехал в Рим, где организовал постановки своих оперных сочинений нового стиля. Кроме того, он регулярно играл для Папы римского Бенедикта XIII по его личному приглашению.

В 1725 году Антонио Вивальди вернулся в Венецию, заехав по дороге в Мантую, чтобы вдохновиться местными пейзажами, и в том же году написал еще четыре оперы. За ним последовали четыре скрипичных концерта, каждый из которых соответствует четырем временам года и изображает сцены, подходящие для того или иного сезона. Все концерты были опубликованы в Амстердаме. В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера. Это знакомство сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. В посланиях драматургу Карло Гольдони композитор представляет Анну как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы.

Постоянной спутницей Вивальди стала сестра певицы – Паолина, которая была своего рода медицинской сестрой при композиторе, мучимого приступами бронхиальной астмы, и приняла на себя заботы о его здоровье.

В Венеции обе женщины жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных поездках. Слишком тесные для духовного лица отношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания у церковников.

  • «Лето» Концерт № 2 соль минор

В 1728 году во время посещения Триеста Вивальди познакомился с Карлом VI, когда тот приехал инспектировать строительство нового порта, который восхищался музыкой Антонио и подолгу с ним беседовал. Поговаривали, что дольше, чем со своими министрами. Карл VI присвоил Вивальди звание рыцаря, наградил его золотой медалью и пригласил в Вену. В качестве ответного жеста композитор преподнес ему рукописную копию «La Cetra».

В 1730 году Вивальди в сопровождении отца отправился в Вену и Прагу, где была поставлена его опера «Farnace» («Фарначе»). Как у многих композиторов того времени, в последние годы жизни у Антонио Вивальди возникли финансовые проблемы: быстрое изменение музыкальных вкусов перевело его композиции в разряд устаревших и редко исполняемых. В итоге композитор решил продать большую часть своих рукописей по ничтожным ценам, чтобы на вырученные деньги переехать в Вену. Причины отъезда из Венеции неизвестны. Вероятно, после очень благоприятных встреч с Карлом VI он хотел занять должность композитора при императорском дворе.

  • «Осень» Концерт № 3 фа мажор

Однако вскоре после приезда Вивальди в Вену Карл VI умер, оставив его без постоянного источника дохода. Началась война за австрийское наследство – Вене было не до музыки. В поисках работы композитор отправился в Дрезден, где заболел. Всеми забытый, слабый и без средств к существованию он вернулся в Вену и там скончался 28 июля 1741 года в возрасте 63 лет. Похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков. До нашего времени могила Вивальди не сохранилась. Сестры Жиро получили известие о его смерти только через месяц, и 26 августа судебный пристав описал имущество композитора в счет погашения долгов.

Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта и способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Ему приписывают 94 оперы, подтвержденное авторство имеют 40. При этом за океаном оперу Вивальди – «Неистового Роланда» – впервые поставили лишь в 1990-е годы, в Сан-Франциско.

Творчество Антонио Вивальди повлияло не только на итальянскую, но и на всю европейскую музыку, прежде всего, германскую. Особенно интересно проследить связи между Вивальди и Бахом. Последний расшифровал шесть концертов Вивальди для клавира, три – для органа и один – для четырех клавесинов, струнных и баса континуо (BWV 1065), основанных на концерте для четырех скрипок, двух альтов, виолончели и бассо континуо (RV 580).

  • «Зима» Концерт № 4 фа минор

В 1926 году в монастыре в Пьемонте исследователи обнаружили 14 томов сочинений Антонио Вивальди, которые считались утраченными во время Наполеоновских войн. Некоторые недостающие страницы в пронумерованных опусах нашлись в коллекциях потомков Дураццо, который приобрел монастырский комплекс в XVIII веке.

Список источников:

  • Боккарди В. Вивальди / Вирджилио Боккарди. – Москва : Молодая гвардия, 2007. – 246, [3] с. – («Жизнь замечательных людей; вып. 1285 (1085)). – ISBN 978-5-235-03014-5.
  • Казиник, М. С. Музыкальные антидепрессанты / Михаил Казиник. – Москва: Бослен, 2022. – 320 с. – ISBN 978-5-91187-362-2.