Француз с русской душой

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля и педагога Мариуса Петипа (1818–1910).

Француз с русской душой

Черно-белая горизонтальная фотография. В центральной части мужчина  в анфас. Волосы слегка зачесаны назад, широкий лоб. Мужчина с густыми и длинными усами с закрученными вверх кончиками.

Артист балета и балетмейстер Мариус Петипа родился 11 марта 1818 г. в Марселе (Франция). Отец – Жан-Антуан Петипа – артист балета и хореограф, мать – Викторина Грассо – драматическая актриса.

Первой сценой для Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и балетмейстера в Нантском театре. Едва получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился изучать испанские танцы.

В 1847 г. Петипа был приглашен в Петербург. В Петербурге заключил контракт с дирекцией императорских театров. В октябре 1847 года Петипа дебютировал в роли Люсьена в балете Жозефа Мазилье «Пахита» (музыка Эдуарда Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье «Сатанилла», балетах Жюля Перро «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар», а также в собственных постановках.

Свои балеты Петипа предпочитал ставить в тесной связи с композиторами, если это было возможно. Совместная работа помогала балетмейстеру глубже проникнуть в суть музыки, а композитору – создать партитуру, гармонично сочетающуюся с хореографической частью.

Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в балетах Петра Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895) и Александра Глазунова («Раймонда», 1898).

Среди поставленных Петипа одноактных балетов выделялись «Сон в летнюю ночь» (1876), «Испытание Дамиса» («Служанка-госпожа», 1900) и «Времена года» (1900) Александра Глазунова.

В 1894 г. Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

 

Мариус Петипа жил в Петербурге до 1907 г., а затем по настоянию врачей уехал вместе с семьей в Крым, в Ялту, где провел остаток своей долгой жизни.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1910 г. Петипа скончался в Гурзуфе. Его тело было перевезено в Петербург и торжественно похоронено на Волковском лютеранском кладбище. С течением времени, однако, его могила оказалась в запустении, и в 1948 г. по решению властей прах балетмейстера был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Француз по происхождению, Мариус Петипа, работал преимущественно в России, где балет второй половины XIX века принято называть «веком Петипа». Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия. Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

Напомним, что в недавно в Библиотеке был издан уникальный многоформатный альбом «Щелкунчик. История балета» (подробнее: http://www.gbs.spb.ru/ru/news/73/?category=news), сценарий и постановка балета «Щелкунчик» принадлежат Мариусу Петипа.

 В фонде Библиотеки представлены мемуары балетмейстера, статьи и публикации об истории балета: http://www.gbs.spb.ru/ru/search/?attr=all_t&value=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0&br_attr=all_t&br_value=%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B0%D1%80%D1%8B+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0



Истоники: ria.ru, culture.ru

 

Отдел развития СПб ГБУК ГБСС